Смекни!
smekni.com

Структура управления фирмой (стр. 2 из 3)

Однако дальнейшее увеличение степени специфичности ресурса далеко не всегда приводит к выбору в пользу внутрифирменного способа координации, поскольку, с одной стороны, должны сравняться суммарные трансакционные и трансформационные издержки, а, с другой стороны, сохраняются преимущества ценового механизма с точки зрения трансформационных издержек. Лишь тогда, когда степень специфичности ресурсов становится равной k”, выбор должен быть сделан в пользу внутрифирменного способа координации.

Итак, процесс координации, посредством которого согласуются частные планы экономических агентов, предполагает не заключение контрактов, но и отдачу команд.

В то же самое время самое время сами команды не являются совершенными предписаниями, а представляют собой правила, являющиеся предпосылками для принятия решений работниками.

В той мере, в какой правомочия концентрируются в руках одного экономического агента, у него возникает стимул для упорядочения взаимоотношений между подчиненными ему экономическими агентами с целью сокращения издержек координации.

Именно предприниматель является субъектом, присваивающим сверхсуммативный эффект, образующийся в результате действия команды.

сверхсуммативный эффект. квазирента

Поток доходов предпринимателя формируется как разница между рыночной стоимостью команды и фиксированными доходами ее членов в том случае, если контракт не предусматривает разделения риска через схему долевого участия наемных работников в прибылях. Сверхсуммативный эффект образуется как результат специфических инвестиций (в специфические ресурсы, активы), заключающихся в обнаружении и использовании ценных свойств вещей методом проб и ошибок (Eggertsson T.,1991, p.171). Именно этот сверхсуммативный эффект является источником квазиренты5, которая присваивается собственниками специфических ресурсов:

f f f m m m

Rq = (W1+W2+…+Wn ) – (W1+W2+…+Wn )

f m

гдеRq – общая величина квазиренты, Wi , Wi , i = 1,…,n величина вознаграждения, которое получают собственники специфических ресурсов, соответственно, в фирме или на рынке.

ПРОБЛЕМА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

Но собственник специфических ресурсов подвергается опасности вымогательства со стороны собственников общих ресурсов, что может привести к перераспределению квазиренты между участниками команды в зависимости от сравнительной переговорной силы, которая изменяется с течением времени, в том числе под влиянием внешних, не контролируемых предпринимателем факторов. Относительно последнего обстоятельства следует отметить, что права собственности на специфические ресурсы экспроприируются именно через перераспределение квазиренты, которое может быть осуществлено двумя способами.

1. Легально – через вымогательство собственников общих, но уникальных ресурсов, замена которых для предпринимателя связана с определенными издержками, включающих в себя и «ухудшающийся отбор» (adverse selection) как форму предконтактного оппортунизма.

Нелегально, когда мафиозные группировки берут под контроль деятельность фирмы, присваивая квазиренту (или ее часть), что вместе с тем не является основанием для собственника фирмы принять решения о смене рода деятельности или закрытии дела.

Целесообразность инвестиций в специфические ресурсы

Даже невысокая вероятность вымогательства как одной из форм оппортунистического поведения6, через которое происходит перераспределение квазиренты, может сделать невыгодными инвестиции в специфические активы:

n Rt(1 -pt) – Ct

NPV =∑ ----------------------

t=1(1+i)t

если предположить одинаковые величины ожидаемого доходаот инвестиций в специфический ресурс за каждый год (Rt), одинаковые величины ежегодных издержек (Ct), вероятность оппортунистического поведения со стороны контрагента (pt), а также постоянную ожидаемую ставку процента (i), то при величине вероятности

Rt – Ct

pt > ------

Rt

Инвестиции в специфические активы будут обладать отрицательной текущей стоимостью (NPV), даже если Rt > Ct.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА

Когда наряду с оппортунистическим поведением используются специфические ресурсы, возникает необходимость применения такого контрактного процесса, который мог бы обеспечить страховку, и, следовательно, снизить риск экспроприации части или всей величины квазиренты, порожденной использованием специфических активов.

Для того чтобы избежать (или свести до минимума) возможности присвоения собственниками общих ресурсов квазиренты через вымогательство, собственник специфического ресурса вынужден использовать один из возможных способов защиты:

1. Вертикальная интеграция7, снимающая проблему асимметрии информации8, издержек измерения и на их основе – вымогательства как формы постконтрактного оппортунистического поведения.

Чем сильнее расхождения в функциях полезности членов команды и чем выше степень специфичности ресурсов, тем, при прочих равных условиях, настоятельней потребность в установлении центральным агентом вертикальной интеграции, от чего зависит прибыльное использование специфического ресурса. Следует отметить, что вертикальная интеграция может осуществляться с различной степенью интенсивности. Такая возможность обусловлена делимостью пучка правомочий и различной степенью исключительности прав, которыми могут пользоваться экономические агенты. В качестве примера можно привести систему франчайзинга. Предприятие может быть самостоятельным, но в то же время выполнять ряд требований той фирмы, имя которой оно использует. В данном случае специфическим ресурсом оказывается репутация.

2. Использование системы сигналов. Для обеспечения транзитивности принимаемых решений, когда правомочия делегированы, необходимо введение ограничений на предпочтения и возможности экономических агентов, которые входят в фирмы.

Один из возможных вариантов – это ограничение входа посредством отбора на основе системы сигналов. Они используются для того, чтобы до приема на работу выявить наиболее подходящих кандидатов. Это равнозначно решению проблемы «лимонов» на рынке труда.

3. Получение гарантии от собственника общего ресурса через заключение долгосрочного контракта.

В данном случае возникает известный феномен Жесткости цен на ресурсы, поскольку проведение повторных переговоров требует времени и дополнительных ресурсов от всех участников.

Рассмотрим это на примере:

Предположим, что фирме Х требуется изделие А, которое может быть произведено с помощью высокоспециализированного оборудования, которое не может быть использовано другим способом. Тогда это оборудование можно назвать специфическим ресурсом. Даже если фирма Х нашла потенциального контрактора в лице фирмы У, которая могла бы, осуществив инвестиции в производство данного оборудования, поставлять изделие А фирме Х, в силу неполноты контрактов в условиях неопределенности всегда остается место для оппортунистического поведения в виде вымогательства со стороны фирмы Х. Это означает, что фирма Х после заключения контракта, когда фирма У уже осуществила инвестиции в специализированное оборудование, может скорректировать условия, настаивая на снижении цены или изменении других параметров, перераспределяющих выгоды в пользу фирмы Х. Но если в фирме У осознают такую возможность, то скорее всего, откажутся от заключения контракта. Таким образом, фирме Х самой придется осуществлять инвестиции в специализированное оборудование.

4.Использование репутации контрактора как залога.

Если фирма Х обладает высокой репутацией, то фирма У сможет осуществить инвестиции в высокоспециализированное оборудование, если она рассчитывает, что залогом в этой сделке станет репутация фирмы Х. (Макмиллан Дж., 1994).

5. Заручение поддержкой государства, защищающего права собственности и реализующего через судебную власть определенные санкции, влияющие на поведенческие установки собственников общих ресурсов.

Данная возможность не исключается в случае возникновения конфликта между фирмами, однако, чем сложнее ситуация тем дороже использование данного средства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге можно прийти к выводу что, единственный способ получения квазиренты для фирмы – это использование специфических ресурсов. Однако, следует отметить, что в таком случае сразу возникает вероятность оппортунистического поведения со стороны контрагентов, ведущая к потере квазиренты, и следовательно, прибыли фирмой.

Таким образом, фирма стоит перед рядом альтернатив:

А) Использовать ли специфические ресурсы в своей деятельности и

Б) Если использовать, то следует ли использовать какие-либо меры для защиты от возможного вымогательства.

Данная ситуация отлично рассмотрена О. Уильямсоном в его «контактной схематике».

(Williamson O., 1993, p.130 – 131):

A

k = 0 p

O

s = 0 B

p’

k > 0

s > 0 C

p”

Где k – степень специфичности используемой технологии, s – предпринимаемые меры предосторожности (а. В виде системы «поощрения – штрафы», б. В виде системы властных отношений, в. в виде установления долгосрочных, неформальных, реципкорных отношений, обеспечивающих постоянный контроль), p,p’,p” – цены, устанавливаемые в соответствии с выбираемой технологией и мерами защиты.

Каждая из рассматриваемых схем имеет свои сравнительные преимущества.