Смекни!
smekni.com

Преступления в сфере компьютерной информации (стр. 3 из 15)

Машинные носители

Под машинными носителями следует понимать мобильные устройства накопления информации, обеспечивающие взаимодействие ЭВМ с окружающей средой (накопители на гибких и жестких, а также записываемых магнитооптических дисках, стримеры и т. д.).

Система ЭВМ

Система - это совокупность взаимосвязанных ЭВМ и их обеспечения, предназначенная для повышения эффективности их работы.

Сеть ЭВМ

Сеть ЭВМ – это совокупность компьютеров, средств и каналов связи, позволяющая использовать информационные и вычислительные ресурсы каждого компьютера включенного в сеть независимо от его места нахождения.

В настоящее время в российской криминалистической науке все еще не существует четкого определения понятия компьютерного преступления, дискутируются различные точки зрения по их классификации. Сложность в формулировках данных понятий существует как по причине невозможности выделения единого объекта преступного посягательства, так и множественности предметов преступных посягательств с точки зрения их уголовно-правовой охраны.

Существуют два основных течения научной мысли. Одна часть исследователей относит к компьютерным преступлениям действия, в которых компьютер является либо объектом, либо орудием посягательства.

Исследователи же второй группы относят к компьютерным преступлениям только противозаконные действия в сфере автоматизированной обработки информации. Они выделяют в качестве главного квалифицирующего признака, позволяющего отнести эти преступления в обособленную группу, общность способов, орудий, объектов посягательств. Иными словами, объектом посягательства является информация, обрабатываемая в компьютерной системе, а компьютер служит орудием посягательства.

Законодательство многих стран, в том числе и России, стало развиваться именно по этому пути.

Поскольку уголовное право исходит из материального, правового определения понятия преступления, то суть любого преступления состоит в том, что оно изменяет, разрывает конкретное общественное отношение, представляющее собой определенную связь людей по поводу материальных, социальных и идеологических ценностей, охраняемых уголовно-правовыми нормами.

Относительно объекта преступного посягательства двух мнений быть не может – им, естественно, является информация, а действия преступника следует рассматривать как покушение на информационные отношения общества. Субъект данного вида преступлений может быть как общим, так и специальным. Субъективная сторона чаще всего выражается в умысле, но в ряде случаев компьютерное преступление может быть совершено и по неосторожности.

Итак, подводя итоги вышесказанному, под компьютерными преступлениями следует понимать предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информация является объектом преступного посягательства. В данном случае в качестве предмета или орудия преступления будет выступать машинная информация, компьютер, компьютерная система или компьютерная сеть.

1.2 Криминалистическая характеристика компьютерных

преступлений

В настоящее время в российской криминалистической науке не существует обобщенных данных для формирования понятий основных элементов криминалистической характеристики компьютерных преступлений.

Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений отличается от уже известных криминалистической науке преступных посягательств определенной спецификой.

Как известно, личность преступника служит объектом криминологического исследования, и многие типологические данные о ней являются элементом криминологической характеристики преступлений. Однако рамки криминологического изучения личности преступника ограничиваются главным образом теми личностными особенностями, которые необходимы для использования в целях уголовной профилактики, предупреждения преступлений. Ряд личностных черт преступников остается за пределами криминологической характеристики. В первую очередь - это главным образом «профессиональные» навыки преступников, которые проявляются в основном в определенных способах и приемах совершения преступлений, оставляют на месте совершения преступления определенный «почерк» преступника: результаты каждой преступной деятельности содержат следы личности человека, ее осуществившей. Обнаруживаемые на месте совершения преступления вещественные улики проливают свет как на сведения о некоторых его личных социально-психологических свойствах и качествах, так и на сведения о его преступном опыте, профессии, социальных знаниях, поле, возрасте, особенностях взаимоотношений с потерпевшим и т.д.

Выявление всех возможных форм выражения личности, проявляющихся в первичной информации о событии преступления, в ходе его расследования, позволяет составить представление об общих, а затем и о частных особенностях преступника.

С научной точки зрения, существует четкая классификация криминалистически значимой информации, которая подразделяется по следующим основаниям: по источнику получения, по физической природе, по форме представления, по характеру структуры, по структурным элементам события преступления, по направлению движения и назначению, по процессуальному значению. Прослеживание связи этой информации с выявленными данными о способе, механизме и обстановке совершения преступления создает новую самостоятельную информацию, позволяющую правильнее определить направление и способы розыска, задержания и последующего изобличения преступника, т.е. избрать с учетом других сведений по делу оптимальные методы расследования.

Криминалистически значимые данные о личности преступника базируется на двух специфических группах информации. Первая из которых включает в себя данные о личности неизвестного преступника по оставленным им следам как на месте преступления, в памяти свидетеле и по другим источникам с целью установления направления и приемов его розыска и задержания. Чаще всего такая информация дает представление об общих свойствах какой-то группы лиц, среди которых может находиться преступник, и реже - о некоторых качествах конкретной личности. Такого рода сведения в целях быстрейшего выявления и розыска преступника должны сопоставляться с криминалистическими данными о том кто чаще всего совершает преступления расследуемого вида. Вторая группа включает в себя информацию, полученную с помощью изучения личности задержанного подозреваемого или обвиняемого с целью исчерпывающей криминалистической оценки личности субъекта. В данных целях обычно собираются сведения не только о жизненной установке, ценностных ориентациях, дефектах правосознания, особенностях антиобщественных взглядов, но и о том, какая информация о личности субъекта преступления, его связях, особенностях поведения до, во время и после совершения преступления может помочь следователю или оперативному работнику найти с последним необходимый следственно-оперативный контакт, получить правдивые показания, помочь в его изобличении, а также выбрать наиболее действенные способы профилактического воздействия на него. Представляется, что эти данные с учетом информации о преступниках, учитываемой в других элементах криминалистической характеристики, могут быть положены в основу типизации преступников.

Выделение типовых моделей разных категорий преступников, знание основных черт этих людей позволяет оптимизировать процесс выявления круга лиц, среди которых целесообразно вести поиск преступника и точнее определить способы установления и изобличения конкретного правонарушителя. Например, в тех случаях, когда преступление совершается организованной преступной группой или сообществом, оно становится самостоятельным объектом криминалистического изучения и соответственно одним из элементов криминалистической характеристики данного преступления. При этом, как правило, изучаются особенности группы или сообщества с точки зрения степени их организованности, структуры, разветвленности, ролевых функций участников и др. Уяснение этих особенностей дает возможность лучше сориентироваться в направлениях розыска фактических данных, необходимых для раскрытия всех звеньев преступной деятельности членов этих формирований и всех основных эпизодов этой деятельности.

Сам факт появления компьютерной преступности в обществе многие исследователи отождествляют с появлением так называемых «хакеров» (от английского слова «hacker») - пользователей вычислительной системы (сети ЭВМ), занимающихся поиском незаконных способов получения несанкционированного (самовольного) доступа к средствам компьютерной техники и данным в совокупности с их несанкционированным использованием в корыстных целях. Порой в литературе и средствах массовой информации таких лиц называют «компьютерными»: «пиратами», «мошенниками», «ворами», «электронными бандитами», «одержимыми программистами», «ворами с электронными отмычками» и т.д. К хакерам относятся увлеченные компьютерной техникой лица, преимущественно из числа молодежи - школьники и студенты, совершенствующиеся на взломах различных защитных систем СКТ.[8]

Как свидетельствуют последние оперативные данные, российские хакеры объединены в региональные группы, издают свои электронные средства массовой информации (газеты, журналы, электронные доски со срочными объявлениями), проводят электронные конференции, имеют свой жаргонный словарь, который постоянно пополняется и распространяется с помощью компьютерных бюллетеней, в которых также имеются все необходимые сведения для повышения мастерства начинающего - методики проникновения в конкретные системы и взлома систем защиты. Российские хакеры тесно контактируют с зарубежными, обмениваясь с ними опытом по глобальным телекоммуникационным каналам.