Смекни!
smekni.com

Преступления против здоровья (стр. 6 из 15)

Объективная сторона данного преступления выражается в определенном действии (бездействии), нарушающем те или иные правила предосторожности и причиняющем тяжкий вред здоровью другого человека. Как правило, это связано с грубым нарушением правил бытовой предосторожности или с несоблюдением правил предосторожности в сфере профессиональной деятельности. В последнем случае деяние отличается повышенной общественной опасностью. Поэтому в законе установлен квалифицированный состав причинения тяжкого (ч. 2 ст. 118 УК) вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Ответственность за данное деяние наступает, если неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью не охватывается составом иного преступления, сопряженного с причинением вреда здоровью в результате ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей и предусматривается специальными нормами (например, ст. 143, 216, 219, 263, 264, 266, 269 УК и др.).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной виной в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Действующим УК не предусмотрена уголовная ответственность за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности.

Тяжкий вред здоровью по неосторожности следует отличать от случайного (невиновного) причинения такого вреда. В таких случаях состав преступления отсутствует.

Субъект преступления может быть как общим, так и специальным. По ч. 1 ст. 118 УК - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Часть 2 ст. 118 УК указывает на субъект специальный - по признаку исполнения лицом определенных профессиональных обязанностей.

2.2 Преступления против здоровья, сопряженные с совершением неоднократных насильственных действий

Побои относятся к группе преступлений против здоровья, однако последствия которых не предусмотрены законом в виде конкретных формализованных признаков. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит, во-первых, в нанесении побоев, а во-вторых, в совершении иных противоправных насильственных действий, причиняющих физическую боль, но которые не влекут последствий, указанных в ст. 115 УК РФ, т.е. кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности. Побои не составляют особого вида повреждений, они характеризуются многократным нанесением ударов по телу потерпевшего. В результате побоев могут возникнуть телесные повреждения (ссадины, царапины, кровоподтеки, синяки и т.д.), однако побои не всегда оставляют какие-либо объективно видимые повреждения, последствия же могут выражаться в физической боли как таковой. Физическая боль сама по себе также причиняет вред здоровью, поскольку всегда связана с изменениями в клетках и тканях организма, что дает основание относить побои к преступлениям против здоровья.

Для признания наличия состава побоев или совершения иных насильственных действий требуется причинение физической боли потерпевшему. Последний при этом может испытывать и психические, моральные страдания, но они самостоятельного значения не имеют и влияния на правовую оценку содеянного не оказывают.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. В качестве мотивов могут выступать месть, ревность, неприязненные отношения и т. д. Неосторожное причинение физической боли не влечет за собой уголовной ответственности.

Субъектом данного преступления может быть лицо, которому исполнилось 16 лет.

Истязание, как преступление, является традиционным для российского уголовного законодательства, так как оно было предусмотрено в УК РСФСР 1922 г. (ст. 157), в УК РСФСР 1926 г. (ст. 146), в УК РСФСР1960 г. (ст. 113). В настоящее время по проблемам пыток и других жестоких обращений действует Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., ратифицированный СССР в 1976 г. Статья 7 этого пакта гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию». Этому вопросу посвящена ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, а также Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Согласно ст. 117 УК РФ под истязанием понимается «причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса». Наступление в результате истязания последствий, описанных в ст. 111 и 112, рассматривается как причинение умышленного тяжкого вреда здоровью или соответственно среднего вреда здоровью. Умышленное причинение в процессе истязания легкого вреда здоровью охватывается ст. 117 УК, и дополнительной квалификации по ст. 115 УК не требуется.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в причинении потерпевшему физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иных насильственных действий. Таким образом, сущность истязания заключается в особом способе причинения физических или психических страданий потерпевшему путем систематического нанесения побоев и иных насильственных действий. Под систематичностью деяний на практике понимается многократное их совершение, не менее трех раз в течение фактического года. При этом каждый из эпизодов может складываться из многократных ударов. Систематичность нанесения побоев в истязании означает не только многократность периодически совершаемых насильственных действий, но их взаимосвязь, внутреннее единство, что образует определенную линию поведения виновного в отношении одной и той же жертвы. Нанесение побоев, не носящих характер истязания, во время, например, обоюдных ссор на почве личных неприязненных взаимоотношений не может быть квалифицировано по ст. 117 УК РФ[34].

Другим способом истязания являются иные насильственные действия, причиняющие физические или психические страдания путем длительного лишения пищи, питья или тепла либо помещения или оставления жертвы во вредных для здоровья условиях, а равно действия, связанные с многократным или длительным причинением боли: щипанием, сечением, причинением множественных небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия (п. 51 Правил).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный сознает, что систематическим нанесением побоев или иными насильственными действиями причиняет потерпевшему физические или психические страдания и желает их причинить. Мотивы преступления могут быть самые различные - месть, вражда, неприязненные отношения и др.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

2.3 Преступления, ставящие в опасность здоровье человека, не сопряженные с применением насилия

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены два состава преступления ставящих в опасность здоровья человека не сопряженные с применением насилия: заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ) и заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ).

Заражение человека венерической болезнью является особым преступлением против здоровья. Непосредственным объектом ею является здоровье человека. Объективная сторона преступления характеризуется как действием, так и бездействием виновного. Под заражением венерической болезнью в медицине понимается передача возбудителей этих инфекционных болезней через половое сношение (что чаше всего бывает) и иным путем. Как свидетельствует практика, заражение может иметь место и при других действиях — развратных действиях, поцелуях, бытовым путем (например, пользовании при еде и питье одной посудой и другими предметами быта). Инфекции могут передаваться и врожденным путем. К венерическим болезням относят сифилис (люэс), гонорею (перелой, триппер), мягкий шанкр, паховой (половой) лимфогранулематоз и др. Способ заражения и вид венерического заболевания для состава рассматриваемого преступления значения не имеет.

На квалификацию действий пост. 121 УК не оказывает влияния вид, характер, методы и продолжительность лечения венерического заболевания. Преступление является оконченным, когда потерпевший заболел венерической болезнью. Для квалификации данного преступления необходимо установить причинную связь между действиями (бездействием) виновного и заражением потерпевшего венерической болезнью.

Ответственность по ст. 121 УК наступает, если виновный знал о наличии у него венерической болезни. Этот факт может быть подтвержден, например, предостережением лечебного учреждения или иными данными, свидетельствующими об осведомленности виновного о наличии у него заразного венерического заболевания. В этой связи следует, что уголовная ответственность лица, больного венерической болезнью, по ст. 121 УК может иметь место не только в период болезни и лечения, но и контрольного наблюдения лечебным учреждением за больным до снятия его с учета. Согласие потерпевшего на поставление его в опасность заражения венерической болезнью не является основанием для освобождения от уголовной ответственности лица, знавшего о наличии у него венерического заболевания и заразившего его.

С субъективной стороны это преступление характеризуется умышленной формой вины, оно может быть совершено и по неосторожности, но только в форме легкомыслия. Преступная небрежность при совершении анализируемого преступления невозможна, так как закон предусматривает ответственность лишь такого лица, которое знало о наличии у него венерической болезни. Чаще всего это преступление совершается с косвенным умыслом, когда лицо, знавшее о наличии у него венерической болезни, беспорядочно вступая в половые связи, безразлично относится к возможности заражения партнера. Неосторожная форма вины в виде преступного легкомыслия возникает в тех случаях, когда лицо занималось, например, самолечением и самонадеянно, без достаточных к тому оснований, считало себя здоровым и надеялось, что заражение другого лица не произойдет.