Смекни!
smekni.com

Астрономия наших далеких предков (стр. 2 из 4)

Небесная дорога

Кроме дороги Солнца и Ауны ночное небо опоясано туманной полосой Млечного Пути. Для обитателей южных широт, в пределах которых располагались все древние цивилизации, скопление звёзд Млечного Пути предстаёт великолепной светлой и широкой лентой.

Серебристая полоса на небе представлялась древним именно в виде некоей дороги. Осенними вечерами Млечный Путь простирается высокой дорогой, перекинутой с севера на юг, и небесный Лебедь летит по нему к югу, указывая путь и время перелётным птицам. Для угрофиннов и славян это Птичий Путь. У молдаван это Дорога Рабов (в Крымское ханство), у русских — Мамаева Дорога, а у венгров и румын это Цыганский Путь. Чумацким Шляхом его называли украинцы (чумаки — перевозчики соли), Соломенной Дорогой — арабы.

В ряде названий Млечный Путь связывается с идеей переселения душ. В древней Индии его называли «Диватмойя» — Божественный Путь, в Ассирии — Рекой Великой Бездны. Норманны толковали Млечный Путь как Тропу Духов или Дорогу Одина, ведущую в небесную обитель верховного бога Одина — Валгаллу. В некоторых древнегреческих мифах Млечный Путь — это дорога богов или путь, по которому проходят души умерших.

Развитие христианства и ислама породило новые названия: Святая, Моисеева, Божья Дорога; Иисусов, Иерусалимский Путь — у христиан; Дорога Паломников (путь в Мекку) — у мусульман. Греческий миф, послуживший поводом к названию Млечного Пути, не связан с дорогой. Согласно мифу, Геракл — сын Зевса и смертной женщины — мог получить бессмертие, только вкусив молока Геры, супруги Зевса, которая Геракла ненавидела. Когда она спала, хитрый Гермес подложил малютку-Геракла к её груди. Проснувшись, Гера оттолкнула младенца, чудодейственное молоко брызнуло из её груди и разлилось по небу. Так и возник Млечный Путь. Миф, давший ему название, связан с идеей жизни и бессмертия и потому, вероятно, очень древний.

Обсерватории каменного века

Общеизвестно, что многие древние сооружения ориентированы по странам света, но только сравнительно недавно учёные обратили внимание на археологические памятники, одним из назначений которых было наблюдение небесных светил. Их изучает археоастрономия — молодое научное направление, лежащее на стыке астрономии и археологии. Исследуемые ею сооружения, как правило, являлись святилищами, но одновременно использовались и для наблюдения Солнца и Луны. Доисторические обсерватории были сооружениями-инструментами, так сказать, «горизонтной астрономии», т. е. отмечали места восходов и заходов светил (измерять высоту светила над горизонтом тогда ещё не умели). Такие сооружения обнаружены повсюду — в Европе, Азии, Америке, Африке. Многие из них обладают очень сходными чертами. Это позволяет думать, что развитие астрономических представлений у разных народов шло близкими путями. Но нельзя исключать и влияние каких-то общих, чрезвычайно древних традиций.

Солнцепоклонники верили: для того чтобы Солнце не перестало освещать Землю, его надо умилостивить, упросить. Так возник храм — священное место, откуда человек мог взывать к высшему божеству. Не случайно древние храмы обычно имели в плане форму круга. Однако Солнце было не только богом, но и первым надёжным ориентиром, поэтому к нему мог иметь отношение не только круг камней, но и отдельный установленный вертикально высокий камень или группа камней, расположенных определённым образом к сторонам горизонта. Такие камни были одновременно и первыми часами, и компасом, и календарём.

Археологи нашли довольно много каменных сооружений такого типа. Их называют мегалиты (от греч. «мегас» — «большой», «литоc» — «камень»). Они подразделяются на менгиры, дольмены, кромлехи и так называемые крытые аллеи — в зависимости от их архитектуры. Менгиры (бретонск. «высокие камни») — это одиноко стоящие камни до 20 м высотой, которые напоминают столпы или стелы. Дольмен (бретонск. «камень-стол») похож на ворота, сложенные из огромных каменных плит. Кромлех (бретонск. «круг из валунов») представляет собой круг из отдельных вертикально поставленных камней. Иногда кромлехи имеют более сложное строение — составляющие их камни могут быть попарно или по три разом перекрыты сверху горизонтальными плитами, как крышей. В середине круга может быть установлен дольмен или менгир.

Такие сооружения встречаются на территории Европы довольно часто. Особенно много их на Кавказе, Британских островах и во Франции, на полуострове Бретань. Таким образом, ещё в каменном веке по всей Европе жили племена, родственные друг другу, обладавшие достаточно развитой культурой и имевшие сходные религиозные представления. Эти племена иногда так и называют — строители мегалитов.

Долгое время учёные, следуя римским авторам, думали, что строителями мегалитов в Западной Европе были древние кельты — одно из индоевропейских племён, предки современных ирландцев, шотландцев и бретонцев, а мегалиты считались храмами кельтских жрецов-друидов. Теперь доказано, что сооружения эти возведены намного раньше, чем в Европе появились индоевропейцы, и говорить о кельтах как об их создателях не приходится. По-видимому, они лишь почитали эти каменные обсерватории, но использовать их уже не умели, как это было в Нью-Грейндже.

Один из шести «волшебных холмов» — самая старая обсерватория Европы

Наиболее древним в Европе мегалитическим памятником, который связан с астрономией, считается Нью-Грейндж. Он был найден в Ирландии, неподалёку от Дублина. Там располагался холм, которому местное население приписывало магические свойства. Говорили, что внутри него обитают феи и что каждый год в ночь на 1 ноября, считавшуюся у кельтов ночью «без времени», когда один год кончается и уступает своё место другому, они выходят наружу. Возле этого холма ирландцы в давние времена хоронили своих королей.

В 1963 г. начались раскопки. Холм был вскрыт, и результаты превзошли все ожидания. Под слоем земли было обнаружено странное сооружение из серых и белых камней, представлявшее собой сложенную прямо на земле каменную полусферу правильной формы около 85 м в диаметре, окружённую внешним кольцом из небольших, от 1,8 до 2,5 м, грубых каменных столбов-менгиров. Внутри «свод» оказался заполненным валунами. Посреди них находился узкий коридор длиной 12м, который вёл в небольшую комнату. Стены Нью-Грейнджа расписаны странными узорами из кругов и спиралей, скорее всего символизировавшими кольца времени.

Туннель ориентирован на юго-восток точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. В течение нескольких дней, близких к 21 декабря, лучи восходящего Солнца проникают по нему во внутреннюю комнату и ярко освещают её.

Это эффектное зрелище длится сейчас всего 14 минут в год. Нью-Грейндж был храмом Солнца и времени. В отличие от возведённого гораздо позже Стоунхенджа в его функции входила лишь одна астрономическая операция: определение начала года, которое его строители связывали с 21 декабря. Жрецы Нью-Грейнджа, по-видимому, стремились «помочь» Солнцу в наиболее «трудном» месте его пути, когда оно достигало самой нижней точки и должно было начать подъём от зимы к весне и лету.

Датируется Нью-Грейндж примерно 3000 г. до н. э. Это лишь один из шести знаменитых «волшебных холмов» Ирландии! Другие ещё не раскопаны, и можно лишь гадать, какие в них скрываются сюрпризы.

Великий стоунхендж

Ни одному из гигантских сооружений древности не уделялось столько внимания, как знаменитому и загадочному Стоунхенджу. Он по справедливости может быть назван одним из первых памятников человеческой мысли.

Что же представляло собой это сооружение, возведённое на Солсберийской равнине Южной Англии? 30 вкопанных в землю обтёсанных вертикальных камней высотой около 5,5 м с положенными сверху плитами составляли кольцевую «колоннаду» диаметром 29,5 м. Внутри неё вокруг центрального камня подковой располагались пять трилитов в форме узких «трёхкаменных ворот». Сооружение было окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом, а на северо-восток от него шла обозначенная валами «аллея», в конце которой возвышался шестиметровый каменный столб массой в 35 тонн — Пяточный камень.

В Средние века считалось, что Стоунхендж (от древнеангл. Stan Hengues — «Висячие Камни») воздвиг король кельтского племени бриттов в память о сражении с саксами. По преданию, его построил за одну ночь главный чародей бриттов Мерлин. Миф о кельтском происхождении Стоунхенджа продержался на удивление долго.

Король Яков I (1566–1625), посетив Стоунхендж, был поражён величием развалин и приказал архитектору Иниго Джонсу нарисовать план сооружения и выяснить, как именно и кем оно было создано. Джонс тщательно обследовал Стоунхендж и пришёл к выводу, что друиды воздвигнуть такое сооружение были не в состоянии.

Во второй половине XVII в. было произведено первое научное обследование Стоунхенджа. Его выполнил Джон Обри, историк и археолог. Он догадался, что некогда Стоунхендж представлял собой ещё более внушительное сооружение. Он начал раскапывать землю вокруг каменного кольца и обнаружил, что под землёй находятся странные ямы, заполненные дроблёным мелом. Располагаются они на равном расстоянии друг от друга, и всего их 56. Эти ямы, получившие впоследствии название «лунок Обри», сыграли большую роль в определении функций сооружения в целом.

Историк XVIII в. Уильям Стьюкли высказал предположение, что Стоунхендж как-то связан с Солнцем. Он обратил внимание, что главная линия всего сооружения указывает на северо-восток, туда, где встаёт Солнце в самые длинные дни года — в момент летнего солнцестояния. 30 лет спустя, в 1771 г., гипотеза Стьюкли была развита доктором Джоном Смитом, который тщательно измерил все камни и пришёл к выводу, что Стоунхендж — это не только храм Солнца, но и календарь. Он отметил, например, что количество камней в одном из кругов — 30 — равно числу дней в лунном месяце, а если его умножить на 12, т. е. на число месяцев, то получится 360, соответствующее количеству дней в древнем солнечном году.