Смекни!
smekni.com

Признаки кражи (стр. 3 из 10)

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. № 11 "О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности" проникновением следует считать вторжение в жилище с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Оно может совершаться не только тайно, но и открыто, как с преодолением препятствий или сопротивления людей (например, работников охраны), так и беспрепятственно, а равно с помощью приспособлений (крюков, "удочек", магнитов, засасывающих шлангов, щипцов и др.), позволяющих виновному извлекать похищаемые предметы без входа в жилище[9]. Так, если кто-то, используя длинную палку с крючком, извлек через открытое окно какой-либо предмет из комнаты, он совершает кражу с проникновением в жилище.

Помимо этого важно понимать, что проникновение не является самоцелью, проникновение есть способ получения доступа к хранящимся ценностям, которые виновный намерен похитить. Проникновению поэтому всегда предшествует формирование умысла на хищение в жилище чужого имущества. С учетом этого, если виновный вошел в квартиру или частный дом с иными намерениями и целями и умысел на тайное или открытое изъятие материальных ценностей, который он затем и реализовал, возник уже после этого, в содеянном отсутствует комментируемый квалифицирующий признак.

Чаще всего проникновение осуществляется путем взлома преград с использованием технических средств (63,8%). По данным профессора Н.Г. Шурухнова, в 36,2% случаев кражи совершаются путем свободного проникновения в жилище (через открытые форточки, окна, двери, которые открываются подобранными, похищенными (например, из одежды, оставленной без присмотра) ключами и т.д.). Более чем в 50% краж из жилищ, хранилищ взлом двери осуществляется без применения инструментов (путем выбивания двери плечом, ногой). Проникновения в помещения путем взлома преград и использования технических средств осуществляются посредством: взлома запирающих устройств и приспособлений (отжима дверных запоров, распила ригеля замка, перепиливания решеток); взлома строительных конструкций (выдавливания двери, выставления рам, удаления стекол, пролома стен, полов, потолочных перекрытий); использования специально изготовленных отмычек, приспособлений[10].

Лица, совершающие квартирные кражи, отличаются повышенной общественной опасностью. Среди них наблюдается относительно более высокий процент рецидивной преступности. В большинстве случаев это лица, не занимающиеся никакой трудовой деятельностью, что само по себе является одним из показателей криминального профессионализма[11]. Усиление уголовной ответственности за данный вид краж обусловлено тем, что они посягают не только на отношения собственности, но и на гарантированную ст.25 Конституции Российской Федерации неприкосновенность жилища (дополнительный объект преступления).

Кроме того, повышенная опасность этих краж связана с тем, что в жилом помещении хранится обычно наиболее ценное имущество граждан (особенно в условиях городской жизни).

Квартирные кражи обычно совершаются с заранее обдуманным умыслом, при значительном объеме приготовительной деятельности. Указанная деятельность выражается:

1) в подыскании объекта посягательства, в выяснении режима работы его собственника, структуры и системы охраны;

2) в разработке плана преступления;

3) в приискании транспортных средств, средств маскировки внешности и сокрытия следов своего пребывания на объекте[12].

Базисной юридической категорией в рассматриваемом квалифицирующем признаке является понятие "жилище". Действующее уголовное законодательство в примечании к ст.139 содержит общее определение понятия жилища, согласно которому под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Верховный Суд СССР определил жилище как строение или помещение в нем, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице или общежитии, дача, садовый домик и т.п.) [13]. Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 5 сентября 1986 г. № 11 предложил судам считать жилищем также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балкон, застекленные веранды, кладовые и т.п.) [14].

Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения) [15].

В результате обновления российского уголовного законодательства, в части ст.158, в правоприменительной практике может возникнуть вопрос: в чем состоит различие между помещением как составной частью жилища (например, индивидуального дома) и помещением в смысле п.3 примечания к ст.158 УК? Исходя из анализа определения "жилище", закрепленного в примечании к ст.139 УК, нетрудно увидеть, что помещения, входящие в жилище и являющиеся его составными частями, предназначены для постоянного или временного проживания в них людей. Что же касается дефиниции, нашедшей свое отражение в п.3 примечания к ст.158 УК, то следует отметить, что под помещением в статьях гл.21 УК понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

Таким образом, ключевым разграничивающим критерием указанных понятий является цель использования этих помещений.

Практическая значимость данного вопроса заключается в том, что нередко следственные и судебные органы сталкиваются с проблемными вопросами квалификации данного преступления.

Так, к примеру, некоторые суды полагают, что купе поезда является временным жилищем пассажира, и в связи с этим действия лица, похитившего чужое личное имущество из купе, квалифицируют как кражу с проникновением в жилище. Такое мнение ошибочно, так как поезд служит транспортным средством и для проживания в нем людей не предназначен[16].

Хотя кража имущества из каюты, служащей временным жилищем для команды теплохода, может быть квалифицирована как совершенная с проникновением в жилище. Также решается вопрос о квалификации краж из строительных вагончиков, сборных домиков, палаток, "бытовок" и других временных сооружений, специально приспособленных и используемых в качестве жилья на строительстве железных дорог, других сооружений, в изыскательских партиях, на охотничьих промыслах и т.п. [17]

Если действия, начатые как кража с проникновением в жилище, переросли в открытое похищение, содеянное следует квалифицировать как грабеж или разбой, совершенные с проникновением в жилище.

Все составные элементы рассматриваемого квалифицирующего признака: место, откуда изымается имущество (жилище); способ - "с незаконным проникновением" (т.е. осуществлено вопреки юридическому запрету или, во всяком случае, без ведома и согласия управомоченных лиц, а также путем их обмана) - одинаково обязательны и должны оцениваться в единстве. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов данный признак отсутствует. Так, кража вещей с подоконника открытого окна без вторжения внутрь жилого помещения и без применения каких-либо приспособлений не может квалифицироваться как кража с проникновением в жилище[18].

Примечание 3 к ст.158 УК определяет, что под помещением в статьях 21 главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

В этом же примечании раскрывается понятие "хранилище". Под хранилищем в статьях главы 21 УК РФ понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.

Неогражденная и неохраняемая площадка, используемая для складирования материалов, не может считаться иным хранилищем[19].

Но и не всякая охраняемая территория (например, территория завода) может быть признана иным хранилищем. К таковым относится лишь специально отведенная для целей хранения материальных ценностей территория[20].

Хранилищем может признаваться и территория, находящаяся под открытым небом, если она обнесена забором, оградой или специально охраняется. Так, нередко товар, который сложно поместить в закрытое хранилище (лесоматериалы, удобрения, уголь и т.п.), размещается на территории предприятия или в специально отведенном месте. Если же указанные признаки отсутствуют (скажем, завезенный на железнодорожную станцию уголь свален на открытом участке), хищение нельзя квалифицировать как совершенное из (иного) хранилища.

Все элементы рассматриваемого квалифицирующего признака одинаково обязательны и должны оцениваться в единстве. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов данный признак не должен применяться. Так, кража вещей с подоконника открытого окна без вторжения внутрь помещения и без применения каких-либо приспособлений не может квалифицироваться как кража с проникновением в жилище или помещение[21].