Смекни!
smekni.com

Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера (стр. 3 из 3)

В июне того же года парижское общество проводило в последний путь Луи де Каюзака. Этот незаурядный деятель Просвещения, автор многочисленных статей для Энциклопедии, принадлежал к масонской ложе, собиравшейся на улице Бюси. Поговаривали, что эта ложа, основанная герцогом д`Омоном в 1731 году, была старейшей во Франции. В нее же входил покойный Рамо. Не это ли сообщество масонских братьев поддерживало Госсека в 1750-е годы? Кто знает?..

29 декабря 1760 года у Госсека родился сын Александр Франсуа Жозеф, крещенный в тот же день в церкви Сен-Медар. Крестными были Ла Пуплиньер с супругой. Жизнь казалась прекрасной. Однако для работы в знаменитой капелле, приносившей несомненное творческое удовлетворение, Госсеку было отпущено еще лишь два года. 5 декабря 1762 года Ла Пуплиньер покинул этот мир. Вскоре после этого знаменитый оркестр расформировали. Двадцативосьмилетний Франсуа Жозеф Госсек перешел на службу к принцу де Конти.

Что же касается творчества, то в конце 1750-х годов Госсек работал над произведением, которое одно могло бы сделать бессмертным его имя. Это Missaprodefunctis, или Реквием. Выдающееся, а для того времени – совершенно уникальное сочинение, завершенное и исполненное в мае 1760 года, часто сравнивают с Реквиемом Моцарта. Не один музыковед пытался провести параллели между этими творениями, указывая на их сходные черты. Тем не менее реальных подтверждений влияния музыки Госсека на возникновение моцартовского Реквиема мы не имеем. В письме от 9 июля 1778 года Моцарт пишет, что Госсек «очень хороший друг, и очень худощавый человек». Более – ничего. При жизни Моцарта Реквием Госсека выдержал три издания. Мог ли Моцарт познакомиться с ним в библиотеке Ван Свитена? Конечно.

Однако Реквием Госсека – сюжет для другого повествования. Здесь же приведем лишь одну фразу известного современника Госсека – Франсуа-Андре-Даникана Филидора: «Я отдал бы все свои оперы за один такой шедевр»[19].

Списоклитературы

[1] Chalamel A. La musique officielle depuis 1789. La France musicale, 25 avril 1841

[2] Fetis F.G. Les Musiciens belges. – Bruxelles, 1843

[3] Hédouin P. Gossec: sa vie, ses oeuvres et ses ouvrages. – Valenciennes, 1852

[4] Hellouin F. Gossec et la musique française à la fin du XVIII siècle. – Paris, 1903

[5] Dufrane L. Gossec, sa vie, ses oeuvres. – Paris, 1927

[6] Cucuel G. Les amours du fils Gossec // La Revue musicale, № 3, mars 1913

[7] Gastoué A. Gossec et Gluck à l’Opera de Paris // Revue française de musicologie, fevrier 1935

[8] Prod’homme J.-G. François Joseph Gossec. – Paris, 1949

[9] Role C. François-Joseph Gossec (1734–1829). – Paris, 2000

[10] Гершензон М. Две жизни Госсека. – М., 1933

[11] Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Т. 2. – М., 1982

[12] Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. – М., 2000

[13]Цит. по: Gregoir E.G.J. Notice biographique sur François-Joseph Gossé dit Gossec, compositeur de musique. – Mons, 1878. – P. 27

[14]Тамже

[15] Role C. Op. cit. – P. 18

[16] Grimm M. Correspondance… – Paris, 1877 (письмоотфевраля 1763)

[17] Leroy A. Les Artistes sous l'Ancien regime. – Paris, 1978. – P. 110

[18]Цит. по: Role C. Op. cit. – P. 41

[19]Цит. по: Hellouin F. Op. cit. – P.40