Смекни!
smekni.com

Применение процессуальных обеспечительных мер в Беларуси и России. Сравнительный анализ (стр. 2 из 3)

Подобных ограничений процессуальное законодательство Республики Беларусь не содержит, в связи с чем при рассмотрении дела в белорусском хозяйственном суде возможны ситуации многомесячного блокирования "пустого" расчетного счета.


При аресте счета в Беларуси налоги не заплатишь

Некоторые особенности имеет исполнение в Республике Беларусь и Российской Федерации такой обеспечительной меры, как наложение ареста на расчетный счет субъекта хозяйствования.

Так, первоначально белорусская судебная практика исходила из того, что при исполнении определения суда о наложении ареста на счет в качестве меры по обеспечению иска банки должны были учитывать законодательство, регламентирующее порядок осуществления безналичных расчетов и устанавливающее очередность платежей. Согласно разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.06.1997 № 03-17/582 "О наложении ареста на денежные суммы на расчетных счетах должников" при вынесении определения о наложении ареста на денежные суммы суды должны были в этом определении указывать предмет иска и очередность платежа, поскольку при получении определения об аресте счета банки не вправе были производить операции по расчетам только в той очереди платежа, которая указана в определении. Независимо от наложения ареста банки вправе были производить денежные операции по расчетам с кредиторами первоочередных платежей. Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.06.1997 № 03-17/585 "О мерах по обеспечению иска" содержит аналогичные предписания хозяйственным судам и банкам, а также уточняет, что обеспечение иска непосредственно связано с исполнением решения суда, а очередность и порядок исполнения судебного акта регулируется в том числе законодательством о безналичных расчетах.

Однако в настоящее время отечественная судебная практика придерживается прямо противоположной точки зрения. Так, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в своем письме от 18.11.2003 № 03-25/2565 отмечает, что наложение ареста на денежные средства ответчика, находящиеся в банках и небанковских финансовых организациях, выражается в приостановлении указанными учреждениями и организациями операций по списанию, снятию средств со счета ответчика в пределах указанной в судебном акте суда суммы. Наложение ареста не препятствует проведению операций по зачислению, внесению денежных средств на счет ответчика, а также распоряжению денежными средствами в части, превышающей сумму, указанную в судебном акте суда.

При вынесении судебного акта о наложении ареста на денежные суммы, хранящиеся на расчетном счете должника или его дебитора, хозяйственные суды должны в определении указывать предмет иска, сумму, на которую налагается арест, а не очередность платежа. После наложения ареста на счет субъекта предпринимательской деятельности банк прекращает расходные операции по счету данного лица, в случае предъявления платежного требования о бесспорном списании средств денежные средства не могут быть списаны в пределах суммы, на которую наложен арест, вне зависимости от очередности их списания.

При наложении хозяйственным судом ареста на расчетный счет должника в качестве меры по обеспечению иска Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, не применяется.

В Российской Федерации используется иной подход к применению норм об очередности платежей с расчетного счета в случае наложения на него ареста в качестве обеспечительной меры. Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в информационном письме от 25.07.1996 № 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики" справедливо полагает, что принятие мер по обеспечению иска не означает, что в случае его удовлетворения присужденная сумма будет взыскана в первоочередном порядке, т.е. принятие указанных мер не может нарушать установленной очередности списания денежных средств со счета. Соответственно при наличии у ответчика кредиторов, которым согласно закону предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в порядке установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их. Обеспечение иска не должно препятствовать исполнению документов в соответствии с очередностью, установленной законом.

Таким образом, в Российской Федерации наложение ареста на денежные средства, находящиеся на расчетном счете, не может являться препятствием для удовлетворения более "приоритетных" требований иных кредиторов.

Долг на копейку, арестовали на рубль

Также важно обратить внимание, что ХПК в отличие от российского кодекса не обязывает суд при применении обеспечительных мер соблюдать принцип их соразмерности заявленному требованию.

Согласно ч. 2 ст. 91 АПК заявитель должен обосновать и доказать соразмерность обеспечительных мер заявленному им требованию. Соразмерность должна проявляться в соотносимости размера требования, о защите которого просит заявитель арбитражный суд, и стоимости имущества, на которое он просит наложить арест, либо имущественных последствий запрещения совершения определенных действий должнику. Например, запрет на отгрузку продукции крупному предприятию вряд ли целесообразен по иску на небольшую сумму. С точки зрения целесообразности вряд ли будет реальной угроза неисполнения в будущем судебного акта, когда иск о взыскании денежных средств, например, на 10 000 USD, предъявлен к большой, стабильно работающей компании, имеющей на балансе много различного имущества.

По нашему мнению, отсутствие в ХПК норм о соразмерности обеспечительных мер заявленному требованию является упущением законодателя, вследствие которого не исключено причинение значительного ущерба ответчику в случае применения заведомо несоразмерных обеспечительных мер.

Кодексы допускают использование любых доказательств

Попробуем определить круг фактов, входящих в предмет доказывания при рассмотрении заявления об обеспечении иска. Заявитель должен доказать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта. Отметим, что, поскольку ни ХПК, ни АПК не содержат специальных правил, ограничивающих круг доказательств, которые могут использоваться для доказывания истцом, заявившим ходатайство о применении обеспечительных мер, невозможности или затруднительности исполнения решения суда, такими доказательствами будут любые сведения о таких фактах. Поэтому истец вправе приводить любые фактические данные, свидетельствующие о возможной недобросовестности ответчика.

В качестве таких доказательств чаще всего встречается предшествующая переписка сторон, свидетельствующая о намеренном затягивании рассмотрения дела со стороны ответчика. Кроме того, доказательствами могут послужить заявленные уже во время судебного разбирательства необоснованные ходатайства и требования, также направленных на затягивание процесса, принятие мер к переводу имущества и денежных средств на дочерние и "родственные" компании, банки, подача заявления в хозяйственный суд о возбуждении процедуры банкротства и т.д. Процессуальные кодексы обеих стран не ограничивают перечень источников получения информации об указанных действиях ответчика, в качестве которых могут выступить в том числе средства массовой информации, включая различные информационно-аналитические издания.


Сам вынес - сам и отменил

Статья 119 ХПК и ст. 97 АПК предоставляют суду первой инстанции, вынесшему определение об обеспечении иска, право по ходатайству заинтересованного лица самому отменить данное обеспечение. При этом несколько различается процессуальный порядок рассмотрения заявления об отмене обеспечения и обжалования судебного акта, принятого по результатам рассмотрения этого заявления.

Так, ХПК устанавливает, что вопрос об отмене обеспечения иска решается хозяйственным судом в срок не более трех дней со дня заявления ходатайства. По результатам рассмотрения вопроса об отмене обеспечения иска хозяйственный суд выносит определения об отмене обеспечения иска или об отказе в его отмене. При этом только последний из актов может быть обжалован в установленном порядке.

В то же время согласно ст. 97 АПК вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления об этом. По результатам рассмотрения ходатайства об отмене обеспечения иска выносится определение. Определения арбитражного суда об отмене обеспечения иска и об отказе в отмене обеспечения иска могут быть обжалованы. Отказ в отмене обеспечения иска не препятствует повторному обращению с таким же ходатайством при появлении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отмены обеспечения иска.

Встречного исполнения ХПК не содержит

Хозяйственному процессуальному законодательству Республики Беларусь пока еще неизвестен институт встречного обеспечения иска, закрепленный в ст. 94 АПК. Согласно данной статье, арбитражный суд, допуская обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от обратившегося с заявлением об обеспечении иска лица или предложить ему по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Размер встречного обеспечения может быть установлен в пределах имущественных требований истца, указанных в его заявлении, а также суммы процентов от этих требований. Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований.