Смекни!
smekni.com

Оперные жанры, их история и закономерности музыкальной драматургии (стр. 3 из 6)

Третьим из этой группы великих композиторов был Винченцо Беллини, самый молодой из них. Он умер от внезапного приступа дизентерии в возрасте 33 лет. Произведения его были необыкновенно мелодичны и грациозны. Его музыкой всегда восхищался Шопен. Письма Беллини раскрывают его как человека злобного, придирчивого и подозрительного. Его оперы— всего он создал их 11, — были, в основном, трагическими: "Норма" рассказывала о несчастной любви Верховной Жрицы друидов, в центре "Пуритан" находится конфликт между Рыцарем и Пуританином. Впервые представленная в 1835 году, за несколько недель до смерти композитора, последняя опера завоевала успех отчасти благодаря Россини, который просмотрел каждую страницу произведения и внес в партитуру свои предложения.

Опера второй половины XIX века (Италия, Германия)

Из ведущих композиторов первой половины XIX века только Россини прожил долгую жизнь и увидел оперный мир эпохи Верди и Вагнера. Верди продолжил традицию итальянской оперы, и, несомненно, это нравилось Россини. Что же касается Вагнера, то Россини однажды заметил, что у Вагнера "есть хорошие моменты, но из каждого часа музыки пятнадцать минут — скверные". В Италии любят вспоминать такую историю: Россини, как известно, на дух не переносил музыки Вагнера. Однажды маэстро собрал в своём доме именитых гостей. После сытного обеда гости, в ожидании десерта, вышли на балкон с бокалами лёгкого вина. Внезапно из гостиной донёсся ужасный грохот, звон, скрежет, треск и, наконец, стон. Через секунду к перепуганным гостям вышел сам Россини и объявил: "Благодарение Богу, дамы и господа! Нерасторопная служанка зацепилась за скатерть и всего лишь опрокинула на пол всю сервировку. А я-то грешным делом подумал, что какой-то негодяй осмелился сыграть в моём доме увертюру к "Тангейзеру"!".

Рихард Вагнер (1813-1883)

Вот уже более 100 лет музыкальные пилигримы взбираются на холм возле маленького баварского городка Байрейт, чтобы погрузиться в чудный мир музыки самого динамичного и целеустремленного из всех композиторов. Музыка Вагнера, литературные произведения Вагнера, оперный театр Вагнера представляют собой уникальный памятник выдающемуся человеку, чья колоссальная сила воли имела огромнейшее влияние, как на его друзей, так и на врагов. Вагнер мощью своего гения заставляет зрителя слушать на протяжении 4 вечеров 16-часовую оперную тетралогию "Кольцо нибелунга", возможно, одно из величайших достижений в истории западного искусства.

Жизнь Рихарда Вагнера представляла собой цепь удач и бед. Родившись в Лейпциге в 1813 году, он вырос в то время, когда волна национализма захлестнула всю Европу. Вся деятельность Вагнера была направлена на создание и укрепление немецкой оперы, серьезной и возвышенной по стилю, в противоположность фривольной итальянской. После нескольких ранних работ Вагнер написал на протяжении 1840—1841 годов первый из своих шедевров— оперу "Летучий голландец". В ней рассказывается история морского капитана, обреченного плавать по океанам до тех пор, пока он не найдет женщину, которая могла бы пожертвовать своей жизнью ради него. В опере Вагнер по своему обыкновению использует древнюю легенду и трактует идею спасения через самопожертвование в любви.

На написание этого произведения Вагнера вдохновило вынужденное морское путешествие, совершенное им по Балтийскому морю в 1839 году. Скрываясь от кредиторов, он сел на корабль, плывший в Англию. Судно сбилось с курса, и вместо ожидаемых 8 дней плавание продлилось 3 недели. В автобиографии Вагнер вспоминал, как неистово запевали порою моряки "Голландца" (так назывался корабль). Судно нашло прибежище в одном из норвежских фьордов, и, рассказывает Вагнер, "чувство неописуемой радости переполнило меня, когда среди громадных гранитных стен раздавалось эхо брошенного якоря и топота по палубе моряков. Этот ритм отозвался во мне подобно доброму предзнаменованию и вылился в тему песни моряка".

Это морское путешествие стало первым из многих последующих. Под угрозой ареста за поддержку революционных событий 1848 года он отплыл из Дрездена в Швейцарию.

Продолжая художественные поиски, начатые в «Летучем голландце», Вагнер формулирует в новых операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин» основные положения своей эстетической платформы. Центральным компонентом музыкальной драматургии в его операх становится лейтмотив— краткая симфоническая (реже— вокальная) характеристика, связанная с определенной идеей, действующим лицом, сценической ситуацией или явлением природы. Оркестровая партия конструируется на основе чередующихся, контрапунктически сплетающихся тематических ячеек (музыкальные символы иллюстрируют, таким образом, сценическое действие); мелодия, основанная на развитии и смене одного лейтмотива другим, приобретает черты непрерывности, текучести, незавершенности (так называемая "бесконечная мелодия"). Значительно повышается роль симфонического сопровождения, являющегося для Вагнера столь же существенным элементом музыкального действия, сколь и вокально-декламационное начало. Рушатся традиционные оперные конструкции: ария—>дуэт—>…—>ансамбль—>хор... На смену им приходят развернутые драматические сцены; проникнутые сквозным развитием, они непосредственно вытекают одна из другой.

Таковы принципиальные установки Вагнера в операх «Тангейзер» и «Лоэнгрин»; таковы основные компоненты исторической оперной реформы проведенной композитором на немецкой оперной сцене.

В Швейцарии Вагнер начал работать над огромнейшей тетралогией "Кольцо нибелунга". Образованная музыкальными драмами «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов», тетралогия «Кольцо нибелунга» была задумана Рихардом Вагнером еще в 1848 г. Однако время, прошедшее между замыслом и его окончательной реализацией, наложило отпечаток на идейно-художественную концепцию произведения. Вагнер-революционер стремился в конце 40-х гг. воплотить в тетралогии свои философско-общественные убеждения; Вагнер в 70-е гг. — последователь Шопенгауэра, мистик и монархист — проповедует фатальную обреченность и беспросветный пессимизм; отсюда глубокая противоречивость сочинения: с одной стороны, предается анафеме роковая власть золота (иносказательно — власть «биржевого портфеля», в некоторых трактовках — капитализма) и воспевается чистая, всепоглощающая, любовь; с другой стороны, утверждаются неверие, скептицизм, страх перед неотвратимостью смерти…

Столь же противоречива музыкально-драматургическая структура тетралогии. Являясь наиболее последовательным и полным воплощением вагнеровской оперной реформы, «Кольцо нибелунга» синтезирует как сильные стороны, так и крайности последней. Изобилующий многочисленными колористическими красотами оркестр заставляет здесь забыть о вокалисте: сценическое действие инертно, музыкальное— предельно динамично; хоры и ансамбли, принципиально отвергаемые Вагнером, малочисленны; система лейтмотивов, разрастаясь до гигантских размеров (в тетралогии около 100 (!!!) музыкальных символов-характеристик), затрудняет непосредственное эмоциональное восприятие музыки. Вместе с тем «Кольцо нибелунга» заключает в себе ряд сцен и эпизодов (главным образом симфонических), которые по праву вошли в золотой фонд западноевропейской музыкальной литературы. Полет валькирий, ковка меча, прощание Вотана и заклинание огня, похоронный марш и смерть Зигфрида — эти и многие другие страницы партитуры тетралогии признаны высшими достижениями художественной мысли Вагнера, наиболее значительными образцами мирового оперного искусства.

Этой захватывающей работе композитор посвятил 25 лучших лет своей жизни, с перерывом между 1857-1865, когда Вагнер оставил работу над третьей частью "Зигфрида" для создания полной теплого юмора оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" и рассказа о трагической истории любви Тристана и Изольды. Тристан, племянник короля Марка из Корнуэлла, посланный за Изольдой, которая должна выйти замуж за короля Марка, встретив девушку, влюбляется в нее сам. Изольда и Тристан выпивают чашу с любовным зельем, которую Изольда приготовила, чтобы умереть вместе. Опера рассказывает историю их трагической любви и заканчивается несравненной сценой их смерти.

В тетралогии композитор обратился к древней немецкой мифологии, сумеречному миру богов, героев, гигантов и карликов, к сражению богов за право обладать спрятанными в глубинах Рейна сокровищами. Так же как и боги древнегреческой мифологии, герои Вагнера, бессмертные мифические существа, ведут себя подобно обычным людям: ссорятся, борются за власть, влюбляются и умирают. В этих операх Вагнер предстал перед современниками величайшим новатором. Лейтмотивы в его операх могут символизировать не только героя, чувство, а даже неодушевленный предмет, как, например, золото в Рейне или копье бога Вотана. Используя свою уникальную систему лейтмотивов, Вагнер показал, что герой может петь об одном, а аккомпанирующий оркестр представлять совершенно иное событие.

В своей последней опере, величественном "Парсифале", Вагнер вернулся к миру средневекового рыцарства, вдохновившем его ранее в "Тангейзере" и "Лоэнгрине". Опера рассказывает о поисках чаши Грааля. Трудно представить себе менее подходящую тему для оперы. Ее напряженность, серьезность и торжественность усложняют восприятие произведения и делают его по-настоящему доступным лишь самым горячим поклонникам композитора. Но именно этой оперой закончил свою карьеру великий композитор— в ней собраны все его идеи о музыкальном искусстве: либретто, музыка, сценография выступают в совершенном монолитном единстве.

В апреле 1864 года Вагнер писал своему другу: "Ты знаешь, что молодой король Баварии разыскивает меня... Он хочет, чтобы я остался с ним навсегда, рядом работал, рядом отдыхал, рядом творил". Это был король Людвиг II, занявший место отца в возрасте 18 лет. Восхищенный ранними вагнеровскими операми, в особенности "Лоэнгрином", он вызвал к себе композитора и пообещал ему любые деньги за то, чтобы тот выполнил его проекты. Такое импульсивное поведение было типичным для Людвига, человека явно неуравновешенного. Его слепое увлечение Вагнером продлилось до конца 1865 года, когда композитор, находясь под политическим давлением и имея огромные долги, был вынужден покинуть Баварию. Людвиг, несмотря на это, остался страстным поклонником композитора. Он выделил немалые деньги на строительство оперного театра в Байрейте, которое было закончено в 1876 году. В августе того же года была впервые исполнена тетралогия "Кольцо нибелунга". Семь лет спустя Людвиг узнал, что Вагнер умер в Венеции, и настоял на том, чтобы тело композитора было перевезено в Байрейт для перезахоронения. Людвиг был также известен своими "дворцами мечты", особенно сказочным замком Нойшванштайн. На фресках последнего изображены сцены из "Тангейзера" и "Парсифаля".