Смекни!
smekni.com

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки (стр. 9 из 10)

Дети с высоким уровнем достижения «пикового» состояния в музыке характеризуются целенаправленностью, адекватным эстетически-активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального, дифференцированностью слуховых ощущений. Внутренний слух и музыкальные представления связаны со способностью слышать и переживать музыку про себя. Ребята воспринимают, осознают выразительные средства музыки, понимают, при помощи чего композитор достигает эстетический эффект воздействия музыкального образа на слушателя, устанавливают причинно-следственные связи между эмоциональным содержанием музыкального образа и средствами выразительности. Так, например, в методике «Открой себя через музыку» Женя Ч. абсолютно точно определил лад произведения, практически дословно дал ему название, передал услышанное в своем рисунке в соответствующих настроению музыки красках. Таким образом можно сделать вывод, что он прочувствовал произведение, увидел всю его глубину. Большинство же ребят были не так точны в ответах. Виделось, что музыка коснулась их лишь поверхностно. Что же касается результатов проведения двух других методик, то можно сказать что они не очень радостные. Дети просто не умеют вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые заложил композитор. Большинство из учащихся копируют ответы других, не имея порой своего собственного мнения.

Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице № 2:

Высокий Средний Низкий
10 % 20 % 70 %

Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента демонстрируют необходимость формирующего этапа эксперимента.

II.2 Характеристика формирующего эксперимента.

Рассмотренные в первой главе теоретические положения о своеобразии механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения у младших школьников, а также анализ результатов в ходе констатирующего эксперимента позволили на формирующем этапе исследования выдвинуть следующую цель: разработать серию уроков для развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения.

Для реализации данной цели были использованы уроки, разработанные Савенковой О.П., Веденской Г.П. (23; 27).

Работа велась по следующему тематическому плану:

Темы Количество занятий
февраль март апрель май Всего
1. Музыкальный словарь в рассказах. 1
2. О музыке и музыкантах. 1
3. Какая разная музыка. 1
4. Где звучит музыка. 1
5. Путешествие в страну музыкальных инструментов. 1
6. Я - композитор. 1
7. Неповторимые мгновения. Музыка современных композиторов. Я эстрадный певец. 1
8. Музыкальное путешествие по Западной Европе. Я - музыкант - странник. 1
9. Далекая и близкая Америка. Я – американский певец. 1
10. Восточные напевы. Я - восточный певец. 1
11

Тема 1. Музыкальный словарь в рассказах

Цель: ввести учащихся в мир музыки. Развивать у них способность слышать и видеть музыку, уметь осмысливать свои чувства и свое отношение к воспринимаемой музыке.

1. «В гостях у музыки». «Сто тысяч разных звуков» (как родилась музыка? Можно ли музыку перевести на язык слов?).

2. «Закрой глаза и ты увидишь»... (что значит понимать музыку?)

Тема 2. О музыке и музыкантах

Цель: раскрыть значение музыки в жизни людей, как она рождается, кто ее создает, где она звучит.

1. «О тех, кто сочиняет музыку». В гостях у известного композитора (Шаинского В.В.).

2.. «Чудесные мелодии». «Я - певец и композитор».

Тема 3. Какая разная музыка

Цель: развитие познавательных способностей детей, использование музыкальных произведений, направленных на развитие мышления и воображения.

«Звук, который выражает слово, а что же песня?» (поем и рисуем).

«Песня на романском наречии».

«В музыкальном театре. Слушание оперы Н.А. Римского-Корсакова по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Тема 4. Где звучит музыка

Цель: ознакомление с музыкальными жанрами; как построены опера, балет, о чем рассказывает музыка баллад и симфоний.

Филармония, театр, опера-балет, культура слушания музыки.

1. Музыкальная площадка. Концерт ансамбля народной песни «Сударушка».

Тема 5. Путешествие в страну музыкальных инструментов

Цель: ознакомление с народными инструментами разных времен и народов.

1. Вечер развлечений «Посиделки» (рассказы о музыкальных инструментах: о пастушьем рожке, о флейте, о скрипке, о русской балалайке).

Тема 6. «Я - композитор»

Цель: развивать способность у учащихся сочинять элементарные мелодии, передавая в них свои чувства, эмоции.

1. Веселые мелодии (дети самостоятельно сочиняют мелодии).

Тема 7. Неповторимые мгновения

Цель: ввести ребенка в новый круг музыкального чтения и музыкальных интересов. Развить его чувства, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать эстетический вкус.

Слушание оперы «Красная шапочка».

Слушание оперы «Морозко».

3. Просмотр видео-кассеты с записью балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Тема 8. Музыкальное путешествие по Западной Европе

Цель: приобщать детей к мировому наследию музыкальной культуры.

«Загадочные вальсы И. Штрауса».

«Попурри из оперетт И. Кальмана».

3. «Игры для больших и маленьких» (детский музыкальный фольклор Западной Европы).

«Я - маленький странник».

Тема 9. Далекая и близкая Америка

Цель: познакомить учащихся с музыкой Америки и ее творцами.

«Чудеса музыкальной Америки».

«Я слушаю музыку Гершвина».

«Я знаю музыкальные игры американских детей».

Тема 10. Восточные напевы

Цель: развивать способность различать особенности культур.

«Секреты музыкальных инструментов Востока» (вина, хиджак и др.).

Альманах по странам ближнего Востока (песни, танцы).

Игры Востока и их чудеса.

Праздник цветов в индийском храме.

Музыкальное шоу «Веселый Арлекин» (итоговый урок).

II.3 Результат контрольного эксперимента.

Целью контрольного эксперимента является выявление уровня сформированности механизмов достижения катарсиса у младших школьников.

Для реализации данной цели были использованы аналогичные методики, как и на констатирующем эксперименте, но взят другой музыкальный материал.

«Открой себя через музыку» («Полонез». М. Огинского).

«В гостях у сказки» («Детский альбом». П.И. Чайковский).

«Море волнуется - раз...» («Картинки с выставки». М.П. Мусоргский).

(Содержание каждой методики смотреть на констатирующем эксперименте страница 43-46).

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что у детей с высоким уровнем достижения катарсиса при восприятии музыкальных произведений. Характеризуется единством эмоционального и интеллектуального, способностью воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Так, например, Даша Л. в методике «Открой себя через музыку» верно определила лад произведения, дала ему название и передала в рисунке наиболее близко образ пьесы.

У детей со среднем уровнем достижения катарсиса восприятие и понимание музыкальных образов носит не всегда адекватный характер. Анализ музыкального образа происходит по образцу, отсутствует самостоятельность. Учащиеся допускают неточности в определении лада, не могут передать услышанный образ через пластику и движения. Так, например, в методике «Море волнуется - раз...» Вика Л. и Саша Б. мало эмоциональны, движения скупы, недостаточно четкие и понятные, не совсем точно определили характер произведения.

У детей с низким уровнем достижения катарсиса и понимания музыкальных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное, интерес к восприятию музыкальных образов отсутствует. Речевые коммуникации носят личностный характер, но не адекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. Например, в методике «В гостях у сказки», Денис Х. Не смог точно передать музыкальный образ словесно. Речь была сухой, неэмоциональной, краткой.

У детей с низким уровнем восприятие музыки поверхностное, отсутствует сосредоточенное вслушивание в произведение, поэтому не происходит достижение «пикового» состояния.

Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице.

Высокий Средний Низкий
60 % 25 % 15 %

Заключение

По окончании исследования подведены основные итоги работы и сделаны следующие выводы:

Проведенное исследование подтвердило гипотетические положения о том, что при создании определенных педагогических условий в общеобразовательной школе на основе культурологических и аксиологических подходов и использования по аналогии с разработанной серию уроков, возможно вызвать у учащихся катарсис в процессе восприятия музыкального произведения.

Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму. Должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и , чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом. Радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу.