Смекни!
smekni.com

Принцип состязательности в уголовном процессе (стр. 2 из 4)

Фойницкий: “Существенными признаками состязательного порядка являются: 1) наличность в процессе сторон, стоящих отдельно от суда и пользующихся правами участия в деле; 2) равноправность сторон; 3) освобождение суда от процессуальных функций сторон” (Уголовное судопроизводство СПБ 1914 г. стр. 300).

Указанные ученые своими определениями пытаются доказать одно, что суд – это орган, выполняющий роль беспристрастного наблюдателя за борьбой сторон, а процесс – это спор равноправных сторон при пассивном положении суда.

А.Ф. Кони считал одним из важнейших принципов правосудия состязательность сторон. Характеризуя судебное состязание, он писал, что в нем “…взаимно создаются и разрушаются аргументы и устанавливаются новые и не всегда ожиданные точки зрения, причем, не только на закон, но и на личность подсудимого. Состязательное начало в процессе выдвигает необходимых помощников судьи в исследовании истины – обвинителя и защитника. Их совокупными усилиями освещаются разные, противоположные стороны дела и облегчается оценка их потребностей” (А.Ф. Кони Избранные произведения, М.: Юрид. лит; 1956 г. с. 39, 40).

Эти определения тяготеют к понятию так называемой “чистой состязательности”, которой в практике никогда не существовало.

Но на практике суд не являлся пассивным арбитром, а стороны – движущей силой процесса. Это дало основание профессору Строговичу М.С. сделать следующее заключение: “принцип состязательности не нашел своего полного осуществления и подвергся сочетанию с отдельными элементами своего предшественника, инквизиционного процесса, в результате чего и получился “смешанный” процесс, основная конструкция которого – резкое разделение его на две стадии: предварительное и окончательное производство” (Строгович М.С. Природа советского уголовного процесса и принцип состязательности. М., Юрид. изд.; 1939 г. стр. 105).

Вопрос об определении состязательности в отечественном уголовном процессе решался неоднозначно. Ученые, определяющие состязательность как “чистую”, отвергают возможность состязательности в отечественном уголовном процессе, т.к. активность суда, закрепленная в законодательстве, не позволяет нашему процессу быть “чисто состязательным”.

Профессор Чельцов по этому поводу пишет: “Последовательное проведение этой состязательной формы процесса требует, чтобы предоставление и исследование доказательств было представлено сторонам, снабженными равными правами, чтобы суд являлся лишь беспристрастным разрешителем спора между обвинителем и защитой… Исходя из вышесказанного о сущности и целях советского уголовного процесса, мы не можем признать его состязательным” (Чельцов Система основных принципов советского уголовного процесса. Ученые записки ВЮНа вып. VI, 1947г.)

Другие ученые пытаются соединить в понятии состязательность в отечественном уголовном процессе как отдельные положения “чистой состязательности”, так и положения, характеризующие активное положение нашего суда в уголовном процессе. Их определения звучат так: Советский принцип состязательности не исключает, а предполагает активную роль суда, который всемерно стремясь к установлению материальной истины по делу, с одной стороны, обеспечивает сторонам возможность широкой самодеятельности при доказывании выдвинутых ими положений, с другой стороны – сам не остается безучастным и, если в этом есть необходимость, сам истребует новые доказательства.

Такие разные мнения существуют потому, что в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве принцип состязательности закреплен половинчато и неопределенно. Одни правовые нормы, казалось бы, закрепляют основные условия, при которых возможна состязательность, а другие, например об активности суда, сводят на нет возможность состязательности в его классическом понимании. Поэтому некоторые ученые и пытались вывести определение состязательности, представляющие собой некий конгломерат взаимных противоположностей, оправдывая и утверждая наличие в нашем судопроизводстве принципа состязательности.

Закрепленный этот принцип в Конституции Украины 1996 года ведет к реформированию судебно-правовой деятельности, что является необходимым условием построения демократического правового государства.

Вопрос 3

Уголовный процесс строится на основе взаимно обуславливающих, дополняющих и гарантирующих друг друга принципов, на основе их гармоничного единства. Ни один принцип уголовного процесса не может быть понят в отрыве от любого принципа всей системы принципов. А это предполагает необходимость указать на общие всем принципам черты, с учетом того, что предметом сопоставления принципов уголовного процесса в настоящей работе служит принцип состязательности.

1. Несосмненная связь принципа состязательности с принципом судопроизводства на национальном языке (ст. 19 УПК Украины). Именно язык есть средство, при познании которого стороны состязаются, обмениваются, обмениваются мыслями, средство, при помощи которого суд выслушивает мнение сторон. И требование, чтобы судопроизводство велось на языке, понятном для населения данной местности вполне оправдано. Право обвиняемого, родной язык которого расходится с языком, на котором ведется судопроизводство, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, составляет реальную основу и гарантию судебного состязания.

2. Принцип состязательности, определяющий структуру процессуальной деятельности, тесно связан с принципом гласности и устности судопроизводства. Гласность находит свое отражение в том, что судебное разбирательство протекает в присутствии граждан, при открытых дверях. Проблема гласности для участников уголовного процесса (вернее, сторон) не может считаться самостоятельной и поглощается вопросом состязательности. Присутствие сторон составляет необходимое условие участия сторон в процессуальных действиях, в разработке доказательственного материала, а это основные элементы состязательности. И поэтому участники судопроизводства осведомлены о всех действиях суда не в силу гласности, а в силу их процессуального положения.

3. Взаимосвязь принципа состязательности с презумпцией невиновности. В силу презумпции невиновности, обвинительные доказательства подлежат оценке судом с позиции обвиняемого, и всякое неустранимое сомнение в их достоверности толкуется в его пользу. Но поскольку презумпция означает положение, истинность которого лишь предполагается, доказанность обвинения влечет опровержение тезиса о невиновности подсудимого и вынесение судом обвинительного приговора. Из презумпции невиновности вытекает правило о распределении бремени доказывания, имеющее важное значение для реализации принципа состязательности. Бремя доказывания возлагается на обвинителя. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

4. Активная роль суда в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию сторонами – это элемент принципа публичности, присущей деятельности суда в силу исторических причин. Этот принцип определяет деятельность органов уголовного преследования (следствия, прокуратуры). В отношении суда принцип публичности должен действовать в весьма ограниченных пределах. Суд несет полную ответственность за принятое решение (приговор) и не может согласиться на то, что сторона обвинения или защиты не предоставила ему соответствующих доказательств. И хотя суд не пассивен в ходе судебного разбирательства, принцип состязательности направлен на то, чтобы помочь суду разобраться в деле, а не на то, чтобы сковать его инициативу.

5. Основным положением, в соответствии с которым строится организация деятельности стороны защиты, выступает принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. Только в условиях состязательного процесса право обвиняемого на защиту получает реальные гарантии своего осуществления. Состязательный уголовный процесс является формой, в которой, в которой находит свою реализацию принцип обеспечения обвиняемому права на защиту.

6. Реализация принципа состязательности в уголовном процессе связана с объемом диспозитивности сторон. Этот принцип в уголовном судопроизводстве не находит столь широкого применения, как в гражданском, где стороны более правомочны распоряжаться как материальными, так и процессуальными правами. Но характеризуя сущность уголовного процесса, не следует сводить ее лишь к деятельности государственных органов и должностных лиц. Так, по делам частного и частно-публичного характера от желания отдельного лица зависит возбуждение уголовного дела, а по делам частного обвинения – и его прекращение. Представляя участникам уголовного процесса возможность распоряжаться своими правами и выбирать вариант поведения, означает наличие диспозитивности.

7. Рассмотрим вопрос о соотношении принципов объективной истины и состязательности процесса. Установление по делу истины в тоже время есть необходимая предпосылка правильного разрешения дела – правильной юридической квалификации и назначения справедливого наказания к виновным в совершении преступления, а также оправдания невиновных лиц. Ведь истина лучше всего может быть добыта в споре, благодаря тому, что факты, имеющие значение для конкретного уголовного дела, устанавливаются и оцениваются судом в ходе процессуального состязания сторон. Требование установления истины означает требование полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела. А наиболее полное и глубокое исследование всех обстоятельств достигается в том случае, если участвуют стороны, каждая из которых освещает обстоятельства дела с точки зрения ее процессуальной функции. Именно с помощью противоборствующих точек зрения обвинителя и защитника суд ищет и устанавливает истину.