Смекни!
smekni.com

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки (стр. 13 из 16)

В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира – крики птиц, диких зверей (звучит аудио запись с голосами природы). Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте.

Первобытные люди научились сопровождать песни ударами в ладоши или притопыванием. Давайте и мы с вами попробуем похлопать как наши далекие предки (выполнение разных хлопков для получения разнообразных звуков). Но вскоре они заметили, что куски дерева или камни при ударе издавали значительно более громкие и главное – разнообразные звуки. Они собственно и стали первыми музыкальными инструментами. Люди заметили, что туго натянутая тетива лука, если ее тронуть пальцем, издавала музыкальный звук. Потом научились извлекать мелодичный свист из стебля тростника».

- Да, очень интересно листик нам рассказал об истоках музыки, ее возникновении. Что вам больше всего запомнилось? (…). Ребята, а вам интересно, что же было потом, как же дальше развивалась музыка? (…) Тогда я предлагаю снова отправиться в путь. Не забывайте, что нужно закрыть глаза, только честно, а то по дороге кто-нибудь потеряется (закрывают глаза. Музыка «передвижения». В это время декорации меняются, но дерево остается).

- Вот и опять мы прилетели. Куда же на этот раз? Смотрите все как будто изменилось, но это дерево по-прежнему тут. Ребята, может кто-нибудь догадался, куда мы попали? (…). Я думаю, что мы попали с вами в древний мир, а именно – в Древнюю Грецию. Может быть волшебное дерево и в этот раз нам поможет? (отрываю листок). Здесь тоже написана удивительная история (рассказываю):

«Древние греки считали музыку великим даром богов, бога Аполлона, покровителя искусств и особенно музыки. В Древней Греции музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Ребята, а кто-нибудь из вас знает об этих музыкальных инструментах? (…) Существует много легенд, но наиболее известная об Орфее. Посмотрите: вот лира, на которой играл этот герой (показываю макет). Орфей – сын Аполлона и музы Каллионы. Своим пением и игрой на лире успокаивал волны, передвигал скалы и деревья, усмирял лютых зверей и очищал людей от вражды и злобы. Но и ему не удалось вывести из царства мертвых погибшую Эвридику. С тех пор плач о ней наполнил его музыку.

Нетерпимый к печали Деонис и его спутницы – вакханки пробовали завлечь Орфея в свои вакханалии. Потерпев неудачу, захотели расправиться с ним. Но, покорные его музыке, ни камни, ни палки не причиняли Орфею вреда.

Лишь заглушив звуки его голоса и его лиры шумом и визгом, ревом труб и грохотом барабанов, они растерзали Орфея. Природа долго и безутешно рыдала…»

- Да, это очень грустная история. Но из нее видно, что все очень любили музыку, слушали ее. Она оказывала благоприятное воздействие на добрые, открытые сердца.

До нашего времени из музыки Древней Греции дошло только несколько отрывков песен и гимнов, но и это большая удача (звучит отрывок «На берегу тайном»). Вот что было написано на этом листике. А что же дальше, ведь развитие музыки на этом не заканчивается? Чтобы узнать еще что-то, нужно вновь отправиться в путь (закрываем глаза, «перемещаемся» в другую эпоху).

- Снова нас машина времени куда-то привезла. И опять все то же дерево, но обстановка совсем другая. Появился какой-то портрет, свеча, перо. Откуда они, и чей это портрет? В какую эпоху мы попали на этот раз? (…) Да, это портрет Моцарта, а попали мы с вами в эпоху классической музыки. А кто знает, почему эта музыка называется классической ? (…) Классическая музыка – это музыка самая лучшая, представляющая собой образец. А наиболее ярким представителем этой эпохи является Вольфганг Амадей Моцарт.

Родился он в Австрии, в г. Зальцбурге. Музыкальные способности проявились у Моцарта в 3 года. В 6 лет он уже сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте. Отец Моцарта был очень удивлен и решил показать детей знати при императорских и королевских дворах и в больших городах. Все восхищались талантом маленького Моцарта. Юный музыкант постоянно совершенствовал свое мастерство. Он усердно занимается игрой на скрипке, органе, клавесине, учится искусству сочинения музыки, изучает иностранные языки. Огромное значение для развития творчества Моцарта имела его двухлетняя поездка в Италию. В 1769 г. Моцарт был назначен придворным музыкантом у Зайсбургского архиепископа. Архиепископ и придворные не очень уважительно относились к Моцарту и он подал в отставку. К 14 годам Моцартом написано много произведений. Он каждый день работал с утра до ночи. Моцарт написал 626 произведений. Самое последнее – «Реквием». Он его не закончил. Умер он на 36 году жизни. Похороны его были бедными, похоронен в общей могиле. Во всех жанрах, в которых работал Моцарт, он оставил шедевры. Он поистине был великим композитором.

Сейчас я вам поставлю пластинку и мы послушаем отрывок из 40 симфонии Моцарта. Я думаю, что это произведение вам знакомо, вы его где-нибудь слышали, но послушайте еще раз (слушаем).

Ребята, так как мы с вами находимся в гостях у классической музыки, давайте вспомним и других композиторов-классиков, кто еще писал классическую музыку? (…)

Вот и здесь мы узнали много нового и интересного. Ведь как разнообразна музыка! Давайте снова отправимся в путь и узнаем, что же было дальше? (закрываем глаза, музыка «передвижения». Меняются «декорации» - вешаются портреты группы «Битлз»).

- Ребята, мне кажется, что мы с вами уже приближаемся и к нашему времени. Посмотрите, кто узнал эту известную ливерпульскую четверку? (…). Да, это группа «Битлз» (идет рассказ об этой группе, представление одного из их произведений – «Вчера»).

Ребята, а какие музыкальные стили существуют сейчас? Какую вы знаете музыку? (…) Существует очень много стилей: и рок, и металл, и хард-рок, и поп-музыка, и многое-многое другое. А как вы думаете, музыка изменилась с тех пор, как она зародилась? А какая музыка у нас сейчас? А каких вы знаете исполнителей и группы? Да, их очень много. А давайте немного подвигаемся под одну из известных вам песен, а какую, вы мне сейчас скажете (по нескольким аккордам ребята отгадывают песню «Облака» А.Губина).

Анализ урока: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были и что слушали (…). Да, мы проследили развитие музыки с ее зарождения и до наших дней. Я думая, что каждый из вас отметил для себя что-то важное из нашего путешествия, быть может впервые узнал о музыке.

Урок 2. Композиторы нашего столетия.

Цель: приобщить к мировой музыкальной культуре через знакомство с композиторами - классиками и их музыку, развивать музыкальный вкус.

Задачи:

формирование музыкальной культуры учащихся;

развитие эмоциональной сферы детей, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать и исполнять ее.

Содержание урока:

Композиторы были во все времена, с тех пор как живут люди. Было много неизвестных, тех, кто сочинил песни, знакомые каждому, которые теперь называются народными. Это очень старые песни. Есть композиторы, которых мы помним и чтим, хотя эти композиторы жили очень давно. И в наше время, в нашей стране труд композитора почетен, имена творцов музыки известны всему народу.

Композиторы пишут о нашей жизни, о героическом труде и военных подвигах народа. Многие композиторы пишут музыку и для детей.

Писать музыку, ребята, очень сложно. А сочинять ее для вас еще сложнее. А почему? Да потому, что у взрослых совсем другие занятия и заботы, чем у вас. Взрослые знают, из чего делают куклу, но укачать и положить ее в постель не могут. Взрослые умеют готовить вкусные вещи, могут сделать игрушки, одежду, но не все взрослые понимают, как в лесу может жить Баба – Яга, как Дед Мороз может приносить в ночь под Новый год подарки. Для того, чтобы написать для вас музыку или стихи, взрослому нужно вспомнить детство.

Многие наши композиторы пишут хорошую детскую музыку.

Первые произведения, которые мы будем слушать, написаны композитором С.С. Прокофьевым. Замечательный советский композитор Прокофьев писал музыку с самого раннего детства. Первые сочинения написаны им в 4 года.

Детство Прокофьева прошло в деревне на юге, недалеко от Азовского моря. Изредка его возил в большие города – Харьков, Москву. И вот однажды в Москве мама повела его в музыкальный театр – оперу. Театр поразил Сережу. Несколько дней он ходил сам не свой, ничего не видя перед собой, хотя глаза были так широко раскрыты. Будто он только что увидел Колдуна или Змея –Горыныча. Под этим впечатлением он возвращается домой и начинает писать оперу. Спектакли исполнялись дома самим Сережей и родными, а зрителями были гости. Так уже с детства любовь к театру была очень сильной, и композитор часто писал потом музыку для театра, а позднее и для кино. Вот мы сейчас и послушаем произведения С.С. Прокофьева, которые называются «Марш» и «Сказочка». (Приложение №3).

Когда человек плачет, то на глаза навертываются слезы. Ну, а когда смеется? Как будто ничего, только рот приоткрывается – улыбается, значит. На самом деле у нас есть смешинки. Смешинки невидимы, как воздух. Они похожи на узенькие лучики робкого весеннего солнца. Всегда ли бывают смешинки? Не всегда. Вот ударил забияка девчонку и смеется. А смешинок нет. И смех не добрый, кислый, как гнилое яблоко. А сказочный Ванюша – дурачок, когда на печке по городу едет к царю, смешон, да душа у него добрая. И мы весело смеемся и радуемся за своего любимого героя. Смешинки так и распирают наши складки губ, рот, щеки. И на лице у нас появляется улыбка.