Смекни!
smekni.com

Рашид Бейбутов (стр. 2 из 3)

Число желающих услышать голос любимого певца, теперь солиста Азербайджанской государственной филармонии, увеличивалось с каждым днем. Люди хотели воочию увидеть новую звезду эстрады. И Бейбутов с радостью откликался на это. В Баку не осталось, наверно, ни одного концертного зала, ни одного Дворца культуры, ни одного крупного предприятия, где бы он не выступил. Первый большой успех - это всегда испытание для артиста. Известно немало примеров, когда тот или иной певец, добившись определенной известности, останавливается в творческом росте. К счастью, Бейбутов не пополнил этого списка. Успех фильма "Аршин мал алан" только раззадорил его. Более того, он был необходим и полезен Рашиду, как бывает необходим и полезен истинному таланту желанный момент самоутверждения, чтобы обрести уверенность в своих силах. И теперь все накопленное Бейбутовым за годы ученичества (а, наверно, именно так следует расценивать его концертную деятельность до появления фильма "Аршин мал алан") как из рога изобилия обрушивается на увеличивающуюся с каждым днем аудиторию его слушателей.

Концертная деятельность Бейбутова принимает огромные масштабы. Будто торопясь отплатить все новым и новым поклонникам за любовь и признание, артист щедро, без остатка дарит им свой талант. Ему недостаточно было знать, что где-то далеко, где он никогда не был, люди любят его заочно, по фильму. Ему необходим был личный контакт с ними. Он должен сам видеть их восторженные лица, слышать и аплодисменты. Пожалуй, именно в этот период складывается творческий облик Рашида Бейбутова, каким мы его знаем. И именно в этот период он начинает осознавать себя не просто солистом того или иного эстрадного коллектива, не просто эстрадным исполнителем, а народным певцом, продолжателем традиций своего отца. Неважно, что изменился репертуар, манера исполнения, - важно самоощущение артиста и ответная реакция публики. Народный певец - это прежде всего такой певец, которого связывает с публикой прочнейшие узы взаимной любви. Уже одно появление его перед публикой - праздник. На рубеже 40-50-х годов он выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поет на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.).

Для Бейбутова характерна неуемная жажда общения с публикой. Он выступает не только в больших концертных зала, но и в маленьких сельских клубах и даже на полевых станах, поет под открытым небом, иной раз и без аккомпанемента. Поет, потому что знает: его здесь ждут, его здесь любят, его хотят слышать. Еще в военные годы Бейбутов познакомился с творчеством молодого, одаренного азербайджанского композитора Тофика Кулиева. Теперь их творческое содружество становится постоянным. Бейбутов с блеском исполняет песни Кулиева "Кавказскую застольную" и "Азербайджан" (стихи С. Вургуна), "Песню нефтяника" (стихи М. Светлова), "Зулейху-ханум" (стихи Г. Регистана) и другие, а Кулиев прекрасно аккомпанирует ему на рояле. Это был дуэт двух ярко одаренных музыкантов. Они работали легко, красиво, артистично - казалось, что певец и композитор-пианист создают свои вдохновенные песни здесь, сейчас, прямо на эстраде. Конечно, наивно думать, что большой успех и признание можно заслужить только беззаветным служением публике.

Подлинная причина невероятной популярности Рашида Бейбутова в другом. Не последнюю роль здесь сыграла его удивительная природная одаренность. Бейбутов - певец и артист, что называется, милостью божьей. Чтобы заслужить всеобщее признание, ему не понадобилось ни специального музыкального и вокального образования, ни постановки голоса, ни профессионального обучения сценическому мастерству. Все заложенное в нем от природы было развито его неустанной работой над собой. Тщательнейшая отделка каждой песни, виртуозная нюансировка, законченность каждого жеста и каждой интонации достигались кропотливым ежедневным трудом. Способность Бейбутова к такому труду - это одно из проявлений его таланта. Без умения трудиться, воплощать, одаренность в конкретные художественные реалии талант погибает, и прецедентов этому известно более чем достаточно. Рашид Бейбутов не только подолгу работает над вокальной и сценической отделкой каждой песни. Он постоянно обновляет репертуар (при этом, не бросая работу над старыми вещами), обращается к новым жанрам, ищет новые формы концертного исполнения. В его программах звучат и песни народов мира, и эстрадные песни советских композиторов, и старинные русские романсы. Остается только удивляться, когда он при его невероятно насыщенной гастрольной практике успевал осваивать новое. В начале 50-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. Он как бы шел по следам триумфа фильма "Аршин мал алан", демонстрировавшегося в этих странах. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала. Критики отмечали поразительное уменье Рашида Бейбутова в короткий срок овладеть не только верным произношением и точным интонированием чужого языка (а среди них были такие сложные, как китайский и хинди), но и его способность понять и воплотить музыкальные особенности данной песенной культуры, ее непередаваемый вокальный колорит, ее оригинальную стилистику. Надо ли говорить о том, с каким успехом прошли зарубежные гастроли Бейбутова. Болгарская газета "Вечерние новости" (1951 год, 15 октября) писала: "Это поистине прекрасный советский человек, к которому лучше всего подходит слово "солнечный", он с первой же песни подкупает своим большим талантом, теплотой и искренностью своего искусства". Давняя творческая дружба связала Бейбутова с одним из ведущих азербайджанских композиторов Фикретом Амировым. Рашид включил в свой репертуар его романсы на стихи Низами "Гюлюш" и "Улдуз", песню "Севдийм ярдыр" (слова народные) и другие произведения. И когда Амиров начал работу над оперой "Севиль" на сюжет одноименной пьесы Джафара Джабарлы, то он не представлял никакого другого исполнителя на партию главного героя Балаша, кроме Бейбутова. И снова Рашид должен был осваивать новое для себя дело.

Эстрадному певцу трудно петь на оперной сцене - иные задачи, иные вокальные требования, иные законы сценического поведения. Но Бейбутов никогда не боялся трудностей. 25 декабря 1953 года состоялась премьера оперы, которая выявила новые грани таланта певца. Если до этого Бейбутов слыл исполнителем лирических, жанрово-характерных народных песен, то в опере обнаружилось его драматическое дарование. Он не отделял чисто музыкальных задач от сценических, а, напротив, сплавлял их воедино. Успеху Бейбутова помогло и то обстоятельство, что Амиров писал партию Балаша с учетом его вокальных и сценических данных. Он придал партии главного героя песенно-ариозный характер, богато насытил речитативно-декламационными элементами. Но наряду с вокальными и сценическими достижениями артиста премьера показала, что голосу Рашида Бейбутова - лирическому тенору мягкого и очень красивого тембра - не всегда хватало силы и диапазона, необходимых для классического оперного вокала. И тем не менее исполнение Бейбутовым партии Балаша стало заметным вкладом в азербайджанскую музыкальную культуру. А когда в 1959 году опера "Севиль" была привезена в Москву на Декаду азербайджанского искусства, именно Бейбутову была поручена главная роль.

Но это произойдет позже, а в начале 50-х годов Бейбутов со свойственной ему энергией и предприимчивостью берется за осуществление своего очередного творческого замысла. Он задумал создать при Азербайджанской государственной филармонии такой концертный ансамбль, который объединил бы в себе черты традиционного эстрадного коллектива и особенности народно-исполнительского искусства. Более пяти месяцев шла напряженная работа по подготовке ансамбля. Лучшие композиторы республики - К. Караев, Ф. Амиров, С. Гаджибеков, Т. Кулиев, Р. Гаджиев писали музыку для первой программы. Немало пришлось потрудиться руководителям ансамбля для того, чтобы интермедии конферансье, песенные и танцевальные номера слились в единое красочное представление. Р.Бейбутов позже говорил об этом коллективе: "Хотя мы создавали не специально молодежный ансамбль, получилось так, что он объединил силы свежие, талантливые, молодые и много нового в программу было привнесено именно этими молодыми участниками ансамбля". Премьера первой программы состоялась в Баку 28 июля 1957 года. Программа получилась на редкость своеобразной и интересной. Начались регулярные гастроли коллектива. Любители музыки Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Харькова, Риги и других городов рукоплескали вокально-хореографической картинке "В горах Кавказа", народному азербайджанскому мугаму "Баяты-шираз", знаменитой песне Г. Гусейнли "Джуджалярим" (Цыплята) (стихи Т. Муталибова, перевод Р. Родавильской). Особым вниманием публики заслуженно пользовался организатор и руководитель ансамбля Рашид Бейбутов. Он не только с блеском исполнял совершенно разные по жанрам песни, такие, как "Девушка серьезная" (музыка В. Людвиковского, стихи Г. Регистана) и "Вечерняя серенада" (музыка и стихи В. Паберза), но и, несомненно, способствовал той атмосфере праздничности, которая сопровождала выступления ансамбля.