Смекни!
smekni.com

Знакомство с симфоническим оркестром (стр. 5 из 5)

Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении gazza, а потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из Нью-Йорка в Париж первым негритянским gazz - оркестром. Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении. Его огромный объем простирается от sid контроктавы до re второй и весь его звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании регистров.

Вот каковы достоинства фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.

Для заключения достаточно сказать, что в русской камерной музыке, чрезвычайно бедной участием духовых инструментов, фагот, тем не менее появлялся не один раз. Чаще других, инструментальных сочетаний можно услышать «квартет деревянных духовых», где фагот участвует на равных с флейтой, гобоем и кларнетом, основаниях.

Объединение духовых инструментов будет звучать тем лучше, чем больше в его составе будут участвовать «украшающие» звучности некоторых ударных инструментов арфы и струнных, использованных по преимуществу в pizzicaro или в фла штах. Для такого состава инструментов написано множество превосходной музыки либо напоминающей игру «музыкальных игрушек», ящиков и табакерок.

Медные духовые инструменты.

Третье объединение в современном симфоническом оркестре составляют медные духовые инструменты или, как их чаще называют, - «медь».

Четвертая группа известная под именем «Вайторновых» или «Вагнэровских» труб, а также группа флюгельхорнов или саксхорнов, принятых в духовом оркестре, в оперно-симфоническом, имея в сущности, ничтожное внимание. Подобно своим ближайшим соседям по оркестру - деревянным духовым инструментам, - медные духовые инструменты располагают точно, такой же способностью тянуть или лучше сказать - выдерживать звук, и если в известной мере и уступают им в некоторой гибкости и блестящей виртуозности, то взамен этого они располагают силой, далеко оставляющей позади себя деревянные духовые и струнные инструменты, даже вместе взятые. Основным отличием инструментов этой группы является не столько материал из которого они сделаны, сколько способ извлечения звука.

Медная группа сформировалась позже, чем другие оркестровые объединения. Разнообразны по характеру и соло медных инструментов.

Внутри медной группы нередко образуются четырехголосные «хоры». Три тромбона и туба в низком регистре объединяются в группу «тяжелой меди», валторны образуют самостоятельный квартет.

Валторна. Прародителем современной валторны был рог. С незапамятных времен сигналы рогов возвещали начало сражений. В ХVII веке валторну стали вводить в оперу, но лишь в следующем столетии она стала постоянным членом оркестра. Валторна - самый поэтический инструмент в группе медных духовых . Ее звук полный, благородный и мягкий. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем очень напряжен. Валторна может порой звучать блестяще и стремительно.

Труба. Тембр трубы - благородный и блестящий; он так же хорош в воинственных обрядах, в крике ярости и мщения, как и в торжественных гимнах. Он способен выражать, все сильнее, гордое, величественное, ему доступна большая часть трагических оттенков», - так писал о трубе Берлиоз. Труба славится не только силой звука , но и выдающимися виртуозными качествами. Различные пассажи, staccato, быстрое повторение звука прекрасно удаются на ней.

Тромбон. Тромбон получил свое название от итальянского именования трубы - tromba - с увеличительным суффиксом one; trombone буквально звучит «трубища». Тромбон издавна представлял собой семейство состоящее из инструментов различной величины. Еще в первой половине прошлого столетия, например, в партитурах Глинки, семейство тромбонов насчитывало три инструмента. Игра на тромбоне требует огромного расхода воздуха. Тромбон - не транспортирующий инструмент. Партия тромбонов в оркестре записываются на двух строчках в теноровом и басовом ключах. Некоторые композиторы, следуя примеру Римского-Корсакова, заменяют теноровый ключ альтовым. На тромбоне возможен весьма своеобразный эффект Глиссандо.

Туба. В отличии от других представителей медной группы, туба - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти ХIХ века в Германии.

Туба - хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен: порой особенно в низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке.

Ударные инструменты.

Название четвертой группы инструментов в симфоническом оркестре произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по деревянным брускам и т.д. Если мы взглянем в левый угол эстрады, где располагается эта группа, то сразу заметим, что во всем прочем ударные различаются и формой и величиной, и материалом, из которого они сделаны, и, наконец характером звука. Кроме того ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те которые имеют настройку. Это - инструменты с определенной высотой звука! Литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Инструменты другой группы не имеют настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки, лишенные определенной высоты. Это треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты. Роль ударных не столь разнообразна, как роль струнных или духовных: большинство из них лишено возможности воспроизводить мелодию, многогласные аккорды.

В музыке ХХ столетия роль ударных в оркестре заметно обогатилась. Нередко их тембр становится носителем самой музыкальной мысли.

В 1961 году в Страсбурге был организован специальный ансамбль ударных. В его составе - 140 инструментов, на которых играют 6 исполнителей. Недавно подобный ансамбль возник в Москве под управлением Марка Пекарского.

И в заключении каждый оркестр - это общественный организм. Все его органы, части, клетки связаны. Перестает работать одно - нарушается деятельность целого. Каждый оркестр - это особое государство, страна но страна удивительная. Она живет музыкой. В музыке видит она место, цель и радость своей жизни.

Список литературы.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада - к начальной школе. Воронеж 1998г. - 351 с.

Барсова И.А. Книга об оркестре. Моква. «Музыка» 1978г. - 197 с.

Пальмин А. Скрипичные и смычковые мастера. Ленинград, 1963г. - 36 с.

Рогаль - Левицкий Беседа об оркесте. Москва. 1961г. - 287 с.