Смекни!
smekni.com

О синтезе музыкального, технического и психологического в педагогике XX столетия (стр. 2 из 2)

Она ссылается на многие популярные в то время психологические труды, в частности, на работы одного из самых ярких представителей экспериментальной педагогики тех лет - Е.Меймана. "В перенесении методов экспериментальной психологии также и на детскую душевную жизнь, - писал последний, - мы видим главный источник прогресса в педагогике. Никто из больших педагогов прошлого никогда не пытался юного человека сделать предметом точного исследования и не искал в систематическом наблюдении духовного и физического развития ребенка основу своих педагогических взглядов. Методы, которыми старые педагоги получали знания детской природы, основывались либо на случайных наблюдениях, либо - как это особенно ясно видно у Руссо - на фантастическом перенесении себя в мир ребенка, и на основе этих приблизительных чувств и воспоминаний из собственного детства сооружались вольные конструкции... Вспомните живую жалобу Руссо: "Мы не знаем и не понимаем детства и рассматриваем его по схеме взрослого человека...". Два прошлых столетия не было ни сил, ни средств помочь этому положению. Отдельные очень ценные попытки мы найдем в произведениях, опирающихся на любовное и систематическое наблюдение... Однако лишь современности досталось осуществить планомерное исследование детей и предложить практике плодотворные средства, основывающиеся на физиологической базе. В экспериментальной детской психологии мы видим основную опору современной педагогики".

Варро вводит в свой рабочий процесс важнейшие инструменты психологического познания - наблюдение и эксперимент. Она советует педагогу вести систематическое непосредственное наблюдение и запись всего, что предлагает повседневная практика их работы. И сама являет в этом отношении образец, насыщая книгу многочисленными примерами из дневников различных лет. Записи помогут учителю наблюдать, как меняется ученик, и дадут возможность правильно судить о его психологическом облике.

Однако наблюдение будет успешным и полезным в том случае, если педагог параллельно будет изучать психологическую литературу, так как последняя сообщит ему необходимые точки зрения для наблюдений. В книге Варро содержится богатый фактический материал, анализ которого показывает педагогу, как уже в целенаправленном наблюдении содержится правильный логический вывод.

"Психологически необученным педагогам старого закала" Варро противопоставляет новый тип педагога-исследователя. Она считает желательным по мере необходимости и применение педагогического эксперимента. Так, придавая большое значение выяснению типа представлений ученика, Варро проводит с каждым учеником ряд пробных задач, направленных на выявление преимущественного типа представлений и памяти ученика. "Следует подчеркнуть ясно и определенно, - пишет автор, - что, имея точные знания о типах представлений своих учеников, мы одновременно получаем ключ к их вниманию и памяти".

Разумеется, Варро предостерегает от поверхностного перенесения в музыкальную сферу психологических знаний и от "ненаучного кокетничанья с психологическими экспериментами", но вместе с тем и подчеркивает значение этих средств. В результате наблюдений и опытов учитель получит картину развития ученика на данном этапе и наметит путь дальнейшего преподавания. Кроме того, можно будет в каждом отдельном случае обосновать те или иные меры педагогического воздействия, что позволит обучать действительно индивидуально и не вслепую.

Последний момент особенно важен. В том и заключается основная воспитательная ценность новой экспериментальной педагогики, что она повышает самостоятельность педагога относительно даваемых ему указаний. "Авторитарная педагогика прошлого, - указывает на тот же момент Мейман, - всегда более или менее сковывала самостоятельность практиков, ибо они не имели перед собой обоснования тех или иных мер и, следовательно, не могли видеть, как далеко можно отклониться от предписанной нормы в каждом отдельном случае. Вот почему они вносили в педагогическую практику шаблон и схематизм".