Смекни!
smekni.com

Бах и Гендель - два гения и две судьбы (стр. 2 из 4)

Последней должностью Баха было место руководителя хора в церкви Святого Фомы в Лейпциге. В его обязанности входило следить за исполнением музыки во всех церквах города. Для воскресной или праздничной службы к самому важному тексту - фрагменту из Евангелия - Бах обязан был сочинить большое произведение для хора и оркестра (или для оркестра и певца) - кантату. И тогда рассказ об услышанном в тексте событии становился еще более красочным и взволнованным, люди получали возможность не только его почувствовать, но и представить себе, а при желании и поучаствовать: кантата обязательно завершается хоралом, который прихожане могут петь вместе с хором.

В то время Бах сочинял по кантате в неделю, до наших дней их дошло более 200, но, к сожалению примерно столько же было безвозвратно утеряно. Бах был женат дважды. Его первая супруга умерла в 1720 году, и композитор женился второй раз. Он был отцом двенадцати детей. Двое его сыновей стали хорошими музыкантами. Карл Филипп Эммануил Бах сочинял произведения изящные и элегантные, в соответствии с требованиями тогдашней моды. Другой сын Баха – Иоганн Христиан, получивший прозвище Английский Бах, - долго жил в Лондоне и оказал сильное влияние на молодого Моцарта, когда юный композитор приезжал в Англию.

Бах начал терять зрение, и в 65 лет ему была сделана операция, однако она ему не помогла и слепота окончательно поразила его. Но всё равно он продолжал работать – диктовал ноты «Искусства фуги» и цикла «Музыкальное приношение» И вдруг 18 июля 1750 года произошло чудо! Совершенно слепой композитор вдруг прозрел. Он снова прекрасно видел, но радость была очень короткой. Всего через несколько часов после прозрения произошёл удар. Вскоре Бах скончался. Умер он в бедности, и о нём совершенно забыли.

Только в 1829 году в Берлине композитор Феликс Мендельсон-Бартольди подготовил к исполнению певцами одно из самых выдающихся сочинений Баха «Страсти по Матфею». С того времени музыка Баха вернулась к людям, и теперь уже навсегда. В музыке Баха всё точно рассчитано, уравновешенно, и в то же время она звучит очень эмоционально.

Всего Иоганн Себастьян написал более 1000 вокально-драматических и инструментальных, том числе органных, произведений. В переводе с немецкого имя композитора означает «ручей». «Не Ручей – Море должно быть ему имя…» - так сказал о Бахе Людвиг ван Бетховен.

Смыслом творчества для Баха было служение музыке. Именно поэтому он не искал для себя почестей, а для своей музыки - легкого успеха, терпеливо переносил непонимание и творческое одиночество. И судьба его произведений оказалась удивительной: после смерти и забвения музыку Баха ждало Воскресение и вечная творческая жизнь…

2. Георг Фридрих Гендель

Творчество Георга Фридриха Генделя справедливо считают своим две национальных школы - немецкая и английская. В Германии композитор родился, получил образование и сформировался как личность. А в Англии он прожил большую часть жизни (50 лет), написал свои лучшие произведения, познав через них и громкую славу, и тяжелые испытания.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле, неподалёку от Лейпцига. Гендель - современник Баха. Любопытно, что два великих немецких композитора – Гендель и Бах – родились в один и тот же год, в 80 милях друг от друга, но так ни разу не встретились, хотя много слышали друг о друге. Возможно, потому что были слишком разными людьми.

То, что Бах воспринимал, как должное - неспешный, размеренный ритм жизни, кропотливая повседневная работа в храме или с небольшим придворным оркестром - Генделя раздражало и сковывало. Этому темпераментному и честолюбивому человеку Германия казалась провинцией, в которой ему негде "развернуться". Блистательному композитору и органисту, наделенному к тому же немалыми организаторскими способностями, хотелось путешествовать, видеть разные национальные традиции и обрести признание у большой аудитории.

Отец будущего композитора был парикмахером и по совместительству хирургом (раньше цирюльники-брадобреи выполняли несложные хирургические операции). Он хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был очень недоволен, что тот предпочёл музыку. Но Гендель ночи напролёт играл во дворике на улице на клавикорде. Герцог Саксен – Вейсенфельдский услышал игру Георга и был покорён его музыкальным талантом. Будучи студентом юридического факультета, Гендель одновременно служил церковным органистом. Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность. После смерти отца восемнадцатилетний Гендель оправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре – играл на скрипке и продолжал учиться. В Гамбурге он написал четыре оперы, одна из которых «Альмира», пользовалась большим успехом.

Один из любимых жанров Генделя - опера. В XVIII веке этот вид музыки, соединивший в себе пение, звучание оркестра и сценическое действие, пользовался огромной популярностью и обеспечивал талантливому музыканту быстрый путь к успеху. Генделя пригласили в Италию, чтобы он как следует изучил итальянский оперный стиль. Он приехал туда молодым и никому не известным, хотя на Родине уже написал немало произведений и получил хорошее образование на юридическом факультете в университете своего родного города Галле. За 4 года ему удалось не только досконально изучить законы итальянской оперы, но и добиться крупного успеха - для композитора-иностранца это было очень нелегко. В Италии Гендель очень много работал, написал две оперы, две оратории и множество кантат. Всего же композитор создал около 15 кантат, из которых более 100 дошли до наших дней. В то время в Англии была очень популярна итальянская опера, и Генделя пригласили в Лондон для постановки его оперы «Ринальдо» и вскоре становится там звездой первой величины, возглавив почти на 20 лет лучшую оперную труппу - "Королевскую Академию музыки".

Оперы Генделя в наше время ставятся очень редко, хотя отдельные фрагменты из них (особенно арии) постоянно звучат на концертах и в записях. Большинство из них написаны на итальянские тексты по типу так называемой оперы-seria (в переводе с итальянского - "серьезной" оперы). Это была разновидность оперного жанра, основанная на нескольких правилах: сюжет брался из области истории или античной мифологии. В финале непременно должна была наступить счастливая развязка. Большое внимание уделялось сценическому оформлению: костюмам, декорациям, специальным эффектам. В музыке такой оперы главными героями были певцы-виртуозы, призванные потрясать публику красотой своих голосов и совершенством своей техники. Мысли и переживания персонажа отступали на второй план - композитор обязан был, прежде всего, обеспечить исполнителям главных партий возможность показать свои голоса.

В традиции оперы-seria 40 опер Генделя, на первый взгляд, не внесли ничего нового. Но банальные сюжеты, наполненные его музыкой, обретают серьезный смысл, а виртуозные приемы пения - это лишь средство, показывающее особо сильные чувства персонажа. Особенно поражают красотой лирические мелодии его арий - то гибкие и взволнованные, то строгие и мужественные. В них от певца не требуется петь быстро или брать непомерно высокие ноты. Необходимо нечто более трудное - найти в своем голосе необычные тембровые краски, способные передать сложные переживания, тонкие внутренние ощущения, которые порой трудно выразить в словах.

Работа в Лондоне приносит Генделю огромный успех. В 1726 году он получает английское гражданство, его труппа поддерживается королевским двором и ведущими политиками, что очень льстит его самолюбию. Однако его привязанность к итальянской манере не всегда нравится творческой богеме; многие не без основания считают, что это мешает развитию национальных форм музыки на английской сцене.

Постепенно недовольство растет, и в 1728 году на композитора обрушивается страшный удар. В маленьком театре на окраине Лондона был поставлен необычный музыкальный спектакль - "Опера нищего" композитора Кристофера Пепуша и поэта Джона Гея. Сюжет (подсказанный знаменитым автором "Путешествий Гулливера" Джонатаном Свифтом) и отдельные музыкальные номера удивительно напоминали оперу Генделя "Ринальдо". Только героями вместо средневековых рыцарей и их прекрасных возлюбленных были… нищие, уголовники и девицы легкого поведения, а действие происходило в современных лондонских трущобах. Современные историки музыки утверждают, что в "Опере нищего" высмеивалась не столько музыка Генделя, сколько политическая жизнь Англии. Но скрытый образ композитора все же был в спектакле; это был образ угодливого чужестранца, пишущего только то, что принесет ему легкий успех у аристократии. Все представления "Оперы нищего" проходили с триумфом, она обрела популярность за пределами Англии. И даже королевский запрет на ее постановку не спас Генделя от насмешек и осуждения, а в 1731 году, несмотря на огромные усилия композитора, его оперная труппа - "Королевская Академия музыки" - терпит финансовый крах.

Тяжело пережив эти события, Гендель все же находит в себе силы извлечь из них урок и продолжать работу. Более того, в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.

Он сочиняет одну из лучших своих "философических" ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный" на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - "Оду св. Цецилии" на текст Драйдейа. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны именно в те годы. И именно в эти годы Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - "Деидамия".