Смекни!
smekni.com

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. (стр. 2 из 3)

Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А.Архангельского, А.Гречанинова, М.Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А.Кастальского, А.Никольского, Ю.Сахновского, П.Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению коренных традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора обрядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания. Не случайно А. Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. писанию "Хвалите Бога в тимпане и лире, в струнах и органе", петь во славу Божию, ничем не связывая своего свободного вдохновения».

Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов.Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки.

II.Хоровой концерт А.И. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика

Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г. в Петербурге в семье отставного солдата. Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы. Окончил СПб. консерваторию по классу композиции и оркестровки у Н.А. Римского-Корсакова. С 1900 г. регентовал в различных храмах Петербурга. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. занял место регента в кафедральном соборе города Выборга. После 1917 г. оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. В 1938 г. эвакуировался вглубь Финляндии, в связи с угрозой захвата Выборга советскими войсками, и прожил в деревне Мигол, близ Таммерфорса до 1950 г. Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции.

Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г. в Хельсинки.

Концерт Красностовского написан на текст восьмого псалма из «Псалтири». Панегирического характера, близок «хвалебным» концертам, славящим Господа. Но не менее важным является прославление человека как высшего творения Создателя:

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли,

Яко взятся великолепие Твое превыше небес.

Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу,

Враг Твоих ради, еже разрушити врата и местника.

Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси.

Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его;

Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его:

И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его:

Овцы и волы вся, еще же и скоты польския.

Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския.

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Композитор свободно использует старославянский текст псалма: исключает вторую строфу, выделяет отдельные фразы, словосочетания, неоднократно повторяя их.

Начальная строфа определяет общий характер хорового концерта: возвышенный, хвалебный гимн.

В концерте 4 части с традиционной трактовкой: крайние разделы написаны в оживлённом темпе, середина — медленно-умеренная. Не случаен и выбор тональности — C-dur — светлая, безоблачная. Здесь композитор следует традиции барочных мастеров, связывая эту тональность с аффектом, как у Бортнянского — радости, ликования. Тональный план концерта весьма консервативен. В нём представлены тональности диатонического родства.

Форму можно трактовать как слитно-циклическую. Крайние части выгодно обрамляют произведение.

Форма концерта строится как непрерывный многочастный цикл, развёртывающий галерею гимнических образов; то контрастирующих между собой, то сходных. Характерной чертой этой цикличности является непрестанное обновление тематического материала. В конце произведения повторяются все начальные слова. При этом повторяется и музыка, но варьированно.


III.Анализ произведения

Открывается концерт торжественной ликующей темой гимнического характера. В светлой тональности C-dur, tutti всего хора на f, она сразу же взлетает вверх, достигая вершины — g2 (восходящий квинтовый скачок у сопрано). Вторая фраза «яко чудно имя Твое по всей земли» представляет собой так называемое «ломаное» нисходящее движение в мелодической линии верхнего голоса.

Фактура гармоническая с полной ритмической тождественностью голосов.

Статичность, потактовая «застылость» гармонии на словах «Господи, Господь наш» (T-D) олицетворяет величие и непоколебимость образа Всевышнего. Завершается первое предложение унисонным звучанием (октавный унисон) на V ступени — на доминанте. Во втором предложении происходит развитие, «раскручивание» музыкального материала: восходящее секвенцирование (модулирующая секвенция по тональностям I степени родства), ритмическое развитие, приводящее к некоторой самостоятельности отдельно взятых голосов. Но всё объединяется в каденции классического образца (II7 – K64 – D7 – T).

Начальный период по структуре состоит из двух предложений не повторного строения, неквадратный (5т + 6т), с серединной каденцией на D, заключительной на T (вопросо-ответная структура).

нового текста меняется и музыкальный материал. В первую очередь происходит смена тональности — уход в доминантовую сторону— G-dur. Новый тематический материал не контрастирует, а дополняет предыдущий. Это сфера гимнических образов. Композитор использует те же приёмы: гармонический склад, классические гармонии, неторопливо сменяющие друг друга, статичная мелодия, представляющая непрестанное кульминирование на одной и той же высоте. Ритм представляет собой имитацию колокольного звона:


В структурном отношении перед нами вновь период из двух предложений (5т + 5т).

Дальнейшее развитие музыкального материала построено на варьировании начальных двух тем: двойные вариации. Вариация на первую тему звучит на выдержанном тоническом басу, удвоенном в октаву баритонами. По тематизму она развивает материал первого предложения начального периода, сохраняя тональность доминанты — G-dur. Вариантность тематического материала наталкивает на мысль об использовании элементов подголосочной полифонии: «втора» в сексту, плавно переходящее проведение темы из одного голоса в другой, противоположное движение голосов, - на основе гармонической фактуры.

Вариация на вторую тему — ансамблевый эпизод, резко контрастирующий после tutti. Контраст не только «количественный», но и «качественный». Впервые появляется минорная краска: тональность e-moll, параллельная G-dur. Композитор использует тембровый контраст, противопоставляя мужской хор женскому. К концу ансамблевого эпизода возвращается тональность G-dur.

Во второй вариации происходит сближение двух тем, которые сливаются в единый период. Минорный лад проникает в помпезное звучание начальной темы. Музыка становится более проникновенной при tutti хорового звучания.

Во втором предложении возвращается главная тональность. Замыкает I-ю часть дополнение на выдержанной тонике в крайних голосах. Приём «внутрихоровой» подголосочной полифонии.

II часть концерта — «лирический эпизод». Музыка передаёт состояние восторженности и благоговения. Медленный темп, минорный лад (тональность e-moll), прозрачность хоровой фактуры достигнута исключением басовой партии. Мягко звучит задержание. Во второй фразе краткая сольная реплика у тенора (восходящая интонация сексты), подхваченная остальными голосами. Появление ансамблевого эпизода, резко контрастирующего после tutti, постепенно перерастает в tutti. Происходит своеобразная «игра с контрастами». Музыка концерта оказывается способной нарисовать картину не только резкой смены образного состояния, но и постепенного преображения выразительных черт музыкального материала.

Форма II части — строфическая. Один и тот же текст имеет различное музыкальное оформление.

Для медленной части характерно переплетение двух фактур: гармонической и полифонической. Композитор прибегает к красочной стороне гармонического языка: использует аккорды альтерированной субдоминанты, приём дезальтерации, частые отклонения, зачастую представленные побочными аккордами:

В трёхтактовом дополнении тональность e-moll сменяется одноименным мажором — доминанты к тональности следующего раздела.

III часть резко контрастирует двум предыдущим. В первую очередь довольно продолжительным одноголосным звучанием, деятельным началом, речитативным характером тематизма. Риторически звучит вопрос: «Что есть человек, яко помниши его?» Происходит своеобразный диалог между партиями баса и тенора. В перекличке голосов слышны интонации оперных арий. Используется приём полифонической имитации. Интересна ладовая сторона данного эпизода: сочетание натурального a-moll с натуральным и фригийским e-moll.