Смекни!
smekni.com

Жизнь и музыка И.С. Баха (стр. 2 из 2)

I. Kyrie

1. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Christe eleison — Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)

3. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

II. Gloria

1. Gloria in excelsis — Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Et in terra pax — И на земли мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

3. Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария (soprano II)

4. Gratias agimus tibi — Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

5. Domine Deus — Господа Бога. Дуэт (soprano I, tenor) in G major

6. Qui tollis peccata mundi — Взявшего на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

7. Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящего одесную Отца. Ария (alto)

8. Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты Един Свят. Ария (bass)

9. Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

III. Credo

1. Credo in unum Deum — Верую во Единого Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

2. Patrem omnipotentem — Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)

3. Et in unum Dominum — И во Единого Господа (Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)

4. Et incarnatus est — И воплотившегося. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

5. Crucifixus — Распятого. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)

6. Et resurrexit — И воскресшего. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

7. Et in Spiritum Sanctum — И в Духа Святаго. Ария (Bass)

8. Confiteor — Исповедую. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

9. Et expecto — Чаю (воскресения мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)

IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei

1. Sanctus — Свят Господь Саваоф. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)

2. Hosanna — Осанна в Вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)

3. Benedictus — Благословен. Ария (Tenor)

4. Hosanna (da capo) — Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор

5. Agnus Dei — Агнец Божий. Ария (alto)

6. Dona nobis pacem — Дай нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria» Автограф первого листа «Credo».

Описание

С самого момента своего зарождения, со времен Средневековья месса – многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии – имела универсальный, незыблемый вид – пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно проста – отразить главные помыслы души верующего человека.

К XIV веку определились основные части мессы:

Часть первая: «Господи, помилуй» – Кирие – мольба и просьбы о прощении.

Часть вторая: «Слава» – Глориа – выражение восторга и ликования.

Часть третья: «Верую» – Кредо – утверждение силы и твердости духа.

Часть четвертая: «Свят» – Санктус – торжество и величие.

Часть пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и умиление.

Бах начал сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти автора) в 1733 и завершил в 1738 году.

Она состоит из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано, грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ восприятия».

Следующая, вторая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».

Завершается эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и двумя фаготами.

Второй раздел – Credo, именуется «Никейский символ веры» – вершина Мессы. И может быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия, законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.

В фуге начального хора — тема символа веры.

Остальные три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор «Sanctus» («Свят») — мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости хором и оркестром — в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna» заключает развитие темы прославления.

С высот одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа; после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром «Осанну».

И последняя часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») — повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости — в финальном хоре.

...Слушая Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных структур.

Для своих месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.

Полностью эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских храмах.

Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.


Список используемой литературы

1. И.Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И.-С. Баха, глава II

2. М.С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах — стр. 51

3. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 8