Смекни!
smekni.com

Куплетная форма в песнях послевоенных лет (стр. 3 из 3)

Песня имеет краткое инструментальное вступление тревожного, драматического характера. В его тяжелой мерной поступи чувствуется скрытая содержанная сила.

Как и многих массовых песнях наших дней, напеву "Гимна" присуща ярко выраженная восходящая направленность мелодического движения. Секвенционное развитие мелодии постепенно расширяет ее диапазоны, создается реальное ощущение переклички различных хоровых групп.

Контрастируя с суровой, эпически сдержанной первой частью, припев, с его решительным призывными интонациями и звонкой имитационной перекличкой отдельных хоровых групп, отличается яркостью, ритмической импульсивностью и вместе с тем интонационной открытостью. Светлое звучание одноименного мажора дает возможность полнее ощутить эмоциональный сдвиг, ярче прозвучать торжественно-ликующему заключению "Гимна".

Вслед за Новиковым и Ошаниным многие композиторы и поэты отразили тему борьбы за мир а своем песенном творчестве. Так, героическую линию "Гимна демократической молодежи" продолжили плакатные маршевые "Мы за мир" С. Туликова - А. Жарова, "Песня борцов за мир".В. Мурадели - В. Харитонова, "В защиту мира".В. Белого - Я. Френкеля, "Дай руку, товарищ далекий".С. Кауа - А. Сафронова. Постепенно круг образов в песнях этого рода расширялся, стал богаче и разнообразнее.

2.3 Творческий путь В.П. Соловьева-Седого

Один из крупнейших композиторов в области массовой советской песни Василий Павлович Соловьев-Седой родился в 1907 году в Петербурге, в семье дворника. С детства он играл по слуху сначала на гармонии, а потом на рояле. В 1929 году его приняли в Ленинградской музыкальный техникум. два года спустя Соловьев-Седой уже учился в Ленинградской консерватории, которую окончил в 1936 году по классу профессора П. Рязанова. К 30-м годам относится ряд произведений Соловьева-Седого: балет "Тарас Бульба", симфоническая поэма "Партизанщина", пьесы для фортепиано, музыка к ряду кинофильмов и постановок, а также свыше шестидесяти романсов и песен. Уже и тогда песня была ведущим жанром в творчестве композитора "Лучшие из песен 30-х годов" - "Гибель Чапаева" на слова З. Александровой и "Таежная" на слова В. Гусева.

В годы Отечественной войны талант композитора раскрылся особенно ярко. Соловьев-Седой сразу выдвинулся в число наиболее популярных композиторов: его лирические и шуточные песни звучали на фронте и в тылу, часто передавались по радио. В послевоенные годы творчество Соловьева-Седого достигает новой ступени развития. Композитор пишет музыку к кинофильмам, создает ряд замечательных песен. Среди них мужественная солдатская "В путь" (слова М. Дудина), популярная лирическая "Подмосковные вечера" (слова Матусовского), боевая песня о мире "Если бы парни всей земли" (слова Л. Ошанина), задорный "Марш нахимовцев" (слова Н. Глейзарова).

"Играй мой баян", "Вечер на рейде", песни-воспоминания о любимой, о друзьях, о родине "Когда песню поешь", "Соловьи", "Давно мы дома не были", шуточно-лирические песни "Как за Камой за рекой", "На солнечном поляночке". За создание этих песен, получивших широкое распространение в народе, Соловьев-Седой был удостоен в 1959 году почетного звания лауреата Ленинской премии. В последние годы жизни композитором написаны балеты "Тарас Бульба" и "В порт вошла "Россия"", оперетты "Верный друг", "Самое заветное" и "Олимпийские звезды". Умер Соловьев-Седой в 1979 году.

2.4 В.П. Соловьев-Седой "Подмосковные вечера"

Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу своей родины не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую… Именно в жанре лирической песни необычайно ярко проявился большой талант Соловьева-Седого.

В. Соловьев-Седой - композитор яркого лирического дарования. Его песня "Подмосковные вечера", написанная им в содружестве с поэтом М. Матусовским, до сих пор остается наиболее популярной из всех лирических песен послевоенного времени. Судьба ее во многом сходна судьбой лучших песен Дунаевского 30-х годов. Она была написана в 1956 году и прозвучала впервые в кинофильме "В дни спартакиады". Однако сразу же песня "отделилась" от экрана. Текст М. Матусовского не принадлежит к числу достижений даже в строго очерченных рамках "песенной поэзии". И не прикоснись к ним рука выдающегося мастера музыканта, этот текст покинул бы в море тогдашний версификаторский продукции.

Как и многие лирические песни Соловьего - Седого, "Подмосковные вечера" хочется не петь, а напевать вполголоса. "Герой" песни откровенно рассказывает о своем чувстве к любимой и к милому сердцу родному подмосковному пейзажу. И все это очень просто, из глубины души.

Мелодия это кажется весьма не замысловатой: зачин в миноре, переход в параллельной мажор, а трезвучно-аккордовую интонационную основу можно найти во множестве песен тех лет многограни.

Начало мелодии, ее первые четыре такта объединяют обыгрывание минорного трезвучия и чисто русский кварто-квинтовой триход концовки. Далее следует ее своеобразный вариант в параллельном мажоре с достижением более высокого тона. А последующая "надрывная" интонация, возвращающая в основную тональность о старинном романсе, но лишь на короткое мгновенье. Подчеркивая своей экспрессией мелодическую вершину, она не получает далее продолжения - мелодия возвращается к широкому состоянию и замыкается уже ранее прозвучавший трихордной концовкой.

В песне достигнуто единство музыки и текста. Она исполняется мечтательно, не спеша. Постепенно развертываясь, мелодия достигает кульминации, приходящейся на слова "Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера".

Композитор очень тонко подчеркивает эти важные для песни слова. Выразительные паузы делят фразу на три части, что придает ей задумчивый характер: "Если б знали вы … как мне дороги…. подмосковные вечера".

Яркое восходящее движение мелодического минора в начале, оригинальная синкопа в середине и плавное закругление мелодии в конце фразы так же передают содержание поэтических слов песни.

Заключение

Окончание второй мировой войны ознаменовало новый период в истории человечества, вызвало неотразимые изменения в развитие его духовной культуры. В полной мере сказанное относится к судьбе нашей страны, которые перенесла самые тяжкие испытания и столкнулись с проблемами поистине неизмерной сложности. Речь идет не только об огромных разрушениях, которым подвергались области и регионы пережившую фашистскую оккупацию, необходимо было восстановить культурную жизнь, обеспечить деятелям искусства возможность для плодотворной работы, воссоздать государственные и общественные учреждения, открывающие доступ миллионам людей и художественным ценностям. Иными словами, речь шла не только о возрождении прежнего, но и строительстве нового мира, в том числе и новой культуры, отражавший реалии послевоенного мира.

Сейчас "Подмосковные вечера" поют повсюду, и не только у нас, и за рубежом. Лишь несколько песен такие как "Песня о родине" Дунаевского "Катюша" Блатнера, соперничать по своей популярности с "Подмосковными вечерами" Соловьева-Седого. В чем же секрет необычайности популярности этой песни? Прежде всего в том, что здесь ярко проявились лучшие черты творчества композитора - задумчивость и обаятельная лиричность.

Также историческое значение "Гимна демократической молодежи мира" Новикова-Ошанина, несомненно, велико. Созданием этого гимна поэт композитор проложил дорогу развитию нового рода массовых песен - песен борьбы за мир.

Вслед за Новиковым и Ошаниным многие композиторы и поэты отразили тему борьбы за мир в своем песенном творчестве. Постепенно круг образов в песнях этого рода расширялся, стал богаче и разнообразнее.

Литература

1. Анализ музыкального произведения. М., 2001.

2. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: 1995.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. книга 2, М.: 1971.

4. Бобровский В.О. переменности функций музыкальной формы - М.: 1970.

5. Заднепровская Т. Анализ музыкальных произведений. М., 1995.

6. История современной Отечественной музыки. М.: Музыка, 1999.

7. Лаврентьев И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: 1978.

8. Музыкально-энциклопедический словарь. 1997 г.

9. Славим победу октября. - М.: Музыка, 1987 г.

10. Способин И. Музыкальная форма. М., 1984.

11. Шаймухаметова С. Семантический анализ музыкальной темы. М., 1994.

12. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1989.