Смекни!
smekni.com

Музыкальное воспитание и обучение дошкольников на традициях народной инструментальной культуры (стр. 5 из 6)

Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. «Камертон», автор Костина Э.П.;

Программы патриотического воспитания дошкольников «Наследие», автор М.Ю.Новицкая;

Программы «Гармония» , автор К.В.Тарасова

Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника, Центр «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца;

Учебно-методических рекомендации Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О.Л.Князева, М.Д.Маханёва;

Технологии А.И.Бурениной; «Аудиальное развитие», автор А.Лобова;

Методических рекомендаций:

Зиминой А.Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях;

Кононовой Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах;

Ветлугиной Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду;

Рытова Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей и др.

Музыкально-литературных разработок журналов «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и др.

Хотелось бы заметить, что представленные в квалификационной работе и в Приложении материалы – это лишь небольшая часть системы использования возможностей народной инструментальной культуры как одного из средств музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Обучение игре на музыкальном инструменте осуществляю в ходе занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие. Так, работа по обучению игре на народных музыкальных инструментах занимает значительное место в системе всей работы.

При обучении детей игре на народных инструментах (как сольной, ансамблевая, оркестровая игра) развиваю их музыкально-творческие и исполнительские способности, расширяя при этом представления детей о разнообразии жанров устного народного творчества, воспитываю интерес и любовь к музицированию, развиваю у детей творческую активность и художественный вкус; приобщаю к инструментальной народной музыке.

Система работы направлена на развитие у детей восприятия звуковысотных, динамических, выразительных тембровых свойств музыкальных звуков, исполнительских и творческих способностей детей.

Разработанная мною система работы по обучению детей игре на музыкальных (в том числе народных) инструментах строится с учетом общедидактических принципов обучения и воспитания детей (последовательность, учет ведущего вида деятельности, учет индивидуальных способностей конкретного ребенка и др.); методики обучения игре на музыкальном инструменте; методики работы с оркестром (ансамблем).

Обучение детей игре на музыкальном инструменте осуществляю последовательно:

Знакомство с инструментом - история его создания, особенность его использования, отмечаю при этом красоту и напевность, индивидуальность инструмента – тем самым характеризую исполнительские возможности инструмента; знакомлю с его конструктивными особенностями;

Постановка исполнительского аппарата – корпуса, рук, амбушюра и др.

Освоение основных приемов звукоизвлечения (разбираем с детьми как извлекается звук из того или иного музыкального инструмента - от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек или частей инструментов друг о друга; в результате встряхивания; трения – скольжения и др.);

Развитие исполнительского мастерства – проводится работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

Работа над музыкальным произведением (анализ музыкального произведения).

В практической работе по обучению игре на музыкальном инструменте (в том числе народном) использую игровые приемы и упражнения, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры - на различение тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности), прием ритмической импровизации; наглядное моделирование при обучении игре на мелодичных музыкальных инструментах (нотная грамота) и т.п.

Мною собрана целая коллекция народных музыкальных инструментов (трещотка, трещотка круговая, ложки, шаркунок, рубель, треугольник, колокольчики, бубны, бубенцы, всевозможные погремушки, коробочка, копытца, бич (хлопушка), которые активно использую на музыкальных занятиях и в кружковой работе. Дети с большим удовольствием, неподдельным интересом и радостью учатся играть на них, с любовью и трепетностью берегут и ухаживают за ними, с вдохновением рассказывают взрослым и друзьям о своих практических умениях игры на народных инструментах, с гордостью участвуют в детских концертах перед малышами, на развлечениях и фольклорных праздниках.

Музицирование на народных музыкальных инструментах не свожу только к приобретению детьми чисто технических навыков. В этот многоаспектный процесс включаю анализ звуковой палитры разных музыкальных инструментов, определение их характерных особенностей, создаем совместно с детьми аранжировки музыкальных произведений.

На музыкальных занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) предлагаю детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий. При этом считаю, эффективными парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Так, в младших возрастных группах предлагаю детям импровизировать на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (шум приближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе детям прелагаю сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старших группах задания усложняю, применяя при этом различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (птичка поет грустно и весело), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть жалоба и т.д.).

Творческие задания детям предлагаю выполнить и коллективно – шумовой оркестр. Вместе с детьми обсуждаем какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра предлагаю уже детям младших групп: передача в музыке цокота копыт, волшебных падающих снежинок. Снежинки дети изображают с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт – с помощью деревянных ложек, кубиков. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, совместно с детьми выбираем определенные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Создавая инструментальный оркестр с детьми старшего дошкольного возраста (количественный состав до 15 человек), с большим вниманием к индивидуальным склонностям и интересам, желаниям детей отнеслась при распределении «ролей» в оркестре: каждый ребенок выбрал себе для музицирования тот музыкальный инструмент, который ему больше нравится своим звуком, внешним видом и т.п. Кружковые занятия провожу согласно разработанного перспективного плана, 1 раз в неделю, продолжительность этих занятий зависит от возраста детей (в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной – до 30 минут).

Подробно хочу рассказать о своей работе с ансамблем ложкарей. Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к исполнительскому музицированию, стимулирует творческую инициативу.

В работе с ансамблем ложкарей выделяю три этапа.

Первый этап - знакомство детей с приемами игры на ложках.

Второй этап – практическое освоение техники игры на ложках, ритмическая тренировка.

На этом этапе осуществляю разбор музыкального произведения по партиям: выделяем с детьми трудные места отрабатываем их отдельно (индивидуальная работа) затем соединяем эти партии. Объясняю детям, что в ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, каждая партия должна одновременно на ложках постукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное воспроизведение. С этой целью провожу игры и упражнения:

«Оркестр»: дети «играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притопывают ногой. Можно дать треугольники, трещотки, барабан, бубен. Ввожу различные ритмические задания, использую карточки с ритмическим рисунком, например, прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки - этот ритм затем простукиваем на ложках.

«Музыкальное эхо»: простукивание ритма - дети повторяют, далее один ребенок простукивает ритм - остальные повторяют.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Детей побуждаю прислушиваться к своей игре и игре партнеров, и не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2—3 человека). Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения.

Детей объединяю в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.