Смекни!
smekni.com

Основные методы развития музыкальной памяти в музыкальной педагогике (стр. 8 из 9)

Развитию зрительнойпамяти могут способствовать такие упражнения, как:

-взглянуть одновременно на несколько разных предметов, закрыть глаза и перечислить их по мысленному представлению;

-рисование по памяти знакомых людей или предметов;

-рисование по памяти картин известных художников и сравнение их с оригиналом;

-восстановление целостного образа человека или ситуации на основе одной детали с последующим рисованием. Например, восстановить образ боярыни Морозовой по одной ее поднятой руке.

Для развития эмоциональнойпамяти:

-взять в руки предмет, связанный с воспоминанием ранее прожитой ситуации, и вспомнить с его помощью другие предметы из этой же ситуации. Многие люди для этих целей увозят с мест отдыха камешки, ракушки и разного рода сувениры. Вспомнить и оживить при этом следует зрительные образы, освещение, ощущения запахов и ощущения в теле. Принять позу и сделать несколько физических движений, которые были выполнены во воспоминаемой ситуации;

-передать линиями и красками средствами абстрактной живописи различные эмоции — печаль, приподнятость, состояние ожидания и др.

3.2 Методы запоминания по В.И. Муцмахеру

Одна из актуальных проблем в процессе обучения — быстрота запоминания музыкального материала. Она важна для всех видов деятельности учащихся. Умение быстро заучивать пьесу наизусть становится серьезнейшей проблемой на уроке, время которого ограничено. Запоминание пьесы осуществляется обычно двумя способами: либо от частного к целому, либо от целого к частному. В первом случае произведение или фрагмент из него заучивается с начала до конца отдельными отрывками, постепенно каждый следующий отрывок присоединяется к предыдущему, выученному ранее. Но можно учить и иначе: вначале анализируется весь материал, вычленяются определенные фразы, предложения, устанавливается их сходство и различие, составляется схема их распределения в мелодии. Фразы заучиваются отдельно. Объем этих фраз чаще всего бывает небольшой, поэтому они запоминаются быстрее, чем предложения.

На практике чаще всего применяют первый способ заучивания. Является ли он рациональным?

Решение одной из важнейших проблем музыкального обучения — раскрытие художественного содержания произведения — опирается на слуховой анализ материала. Заучивая пьесу от частного к целому, мы можем делать целостный анализ музыкального материала лишь после запоминания всей пьесы. Усвоение пьесы как художественного произведения только тогда по существу и начинается. Поэтому на практике можно условно выделить две стадии работы над пьесой: стадия заучивания наизусть и стадия художественного осмысления произведения, как бы его шлифовка.

Разучивая пьесу вторым способом — от целого к частям, мы одновременно раскрываем его содержание. Воспитание умения раскрыть содержание простого, доступного им произведения поможет глубже проникнуть в музыку и при знакомстве с более сложными сочинениями. Это значит, чтo разучивание пьесы с одновременным ее анализом будетспособствовать формированию у учащихся навыка музыкального восприятия, расширению их общего музыкального кругозора. Развитие навыка запоминания способом расчленения целого на составные элементы поможет выполнить разнообразные задачи музыкального обучения. Учащиеся познакомятся с фразировкой, элементами ритма, с ладовой системой и т. п. В стадии заучивания пьесы наизусть мы не только продуктивнее используем время урока, но и непосредственно решаем основную проблему музыкального воспитания — проблему восприятия художественного содержания музыкального произведения.

Разучивая пьесу первым способом —от частного к целому, мы отходим от непосредственного решения указанной проблемы. В этом случае существует опасение, что работа над пьесой будет носить формальный характер.

Быстрое заучивание пьесы наизусть позволяетне только рациональнее использовать время урока, но и сохранить пьесу в памяти в дальнейшем. Определяющее значение, как указывает выдающийся психолог А.А. Смирнов, имеет не сам по себе результат запоминания, а мыслительная деятельность во время процесса запоминания. Исходя из этого, заучивание от целого к частям вполне оправдано, мелодия не просто запоминается, а запоминается как художественно осмысленное музыкальное произведение.

Кроме вышесказанного, заучивание способом от целого к частям позволяет использовать логические приемы при запоминании. Использование мнемонических приемов способствует более быстрому, точному запоминанию пьесы, более прочному ее сохранению в памяти.

В качестве мнемонического приема мы использовали метод группировки музыкального материала. При формировании навыка, логического запоминания с использованием метода группировки выявляются две стадии:

-умение вычленять определенные фразы в пьесе, их сравнивать, группировать, то есть овладение способам группировки музыкального материала, это познавательный процесс;

-умение использовать результаты такого анализа в целях запоминания данной группировки, это и есть мнемонический прием.

Наша цель — показать, как формируется и используется метод группировки музыкального материала на практике. В дальнейшем будем обращать внимание на это, хотя усвоение группировки как приема запоминания — только частный аспект, и конечно, это еще и знакомство с анализом музыкального произведения в целом.

Специфика восприятия музыкального материала состоит в том, что люди с натренированным ухом одновременно слышат несколько линий: ритм, звуковысотность, тембр и т. д. Эмоциональное впечатление во время слушания музыкального произведения как бы складывается воедино из множества музыкальных компонентов. В процессе обучения приходится анализировать поочередно сначала одну линию, затем другую и т. д. Такой прием и используется для вычленения и группирования определенных ритмических, звуковысотных и т.п. структур.


«Ах ты, заяц косой» Литовская народная песня

аа

В мелодии два одинаковых мотива, учащимся не трудно это установить. Схема распределения их следующая: а + а. Так как мотивы одинаковые, достаточно запомнить один и повторить его при воспроизведении два раза, после чего мелодия будет выучена наизусть. И ритм, и звуковысотность совпадают, поэтому в данном примере нетрудно установить сходство мотивов. Но в практике чаще встречаются пьесы, в которых имеются изменения в мотивах, либо в ритме, либо в звуковысотности, либо и ритмическом и мелодическом рисунке одновременно.

«Юргяли-мастер» Литовская народная песня

Мотивы отличаются один от другого и по ритму и по звуковысотности. Схема их распределения: а + б.

На начальном этапе обучения установить и одновременно учитывать и ритмические и звуковысотные различия, как было указано, трудно. Одно усвоение навыка группировки материала для учащихся младших классов уже достаточно сложная задача. Поэтому метод группировки надо вводить постепенно.

Вначале можно использовать пьесы, для вычленения мотивов которых практически достаточно одного признака.


«Спасибо тетке» Литовская народная песня

а а

Здесь явно повторяются два одинаковых мотива. Ритмический рисунок мелодии состоит только из восьмых. Поэтому при анализе этих мотивов можно учитывать лишь звуковысотность. Схема распределения мотивов мелодии: а+а.При заучивании всей мелодии достаточно запомнить один мотив и его повторить при воспроизведении его данной схеме, то естьдва раза.

В данном примере при одинаковом ритмическом рисунке более активной является звуковысотная линия. Но в мелодиях более активным может быть и ритм.

Звуковысотность — чередующиеся соль и ми, поэтому при анализе мотивов основное внимание можно обратить только на ритм, на различные ритмические структуры. Первый мотив состоит из восьмых, а второй —из четвертных длительностей.

Схема распределения мотивов: а+б. При воспроизведении наизусть чередующиеся соль и ми в первом мотиве играютсявосьмыми, а во втором — четвертными с окончанием на четвертной паузе.

В приведенных примерах схемы распределения мотивов в мелодиях очень простые: а+а, а+б. Но их вычленение необходимо для овладения элементарным способом анализа от целого к частям, для начального усвоения навыка группировки материала.

Показанные примеры пьес без особого труда можно выучить наизусть и механически, без более глубокого анализа материала. Но суть предлагаемого способа состоит нестолько в том, чтобы научить быстро запомнить пьесу, сколько в том, чтобы учащиеся усвоили метод анализа, группировки материала как приема запоминания. Эффект данного метода выявится позднее при заучивании более сложных и больших по объему пьес.

Большинство пьес имеет не такие простые, как в приведенных выше примерах, схемы распределения мотивов, но тщательный анализ последних облегчает запоминание всей мелодии.


Ритмический рисунок фраз мелодии одинаков:


Поэтому мы можем сосредоточить внимание на различии в звуковысотности и при запоминании обратить внимание учащихся именно на это различие.

Схема распределения фраз: a+б. Практически при анализе в процессе заучивания этот материал обобщается тоже лишь по одному признаку, а это, как мы уже выяснили, вполне доступно каждому ученику младших классов.