Смекни!
smekni.com

Особенности сонатной формы в вокальной музыке (стр. 3 из 3)

Органично сочетает гармоническую и полифоническую фактуры. Полифоническое развитие сменяется гармоническим изложением в каденции. В экспозиционных участках использует преимущественно гармоническую фактуру, в разработочных разделах прибегает к полифонии.

Ясность, академичность гармонического языка. Частое использование плагальных оборотов. Логика тонального развития. Сближение главных тем, не в последнюю очередь тонально (одноимённые C-dur и c-moll), в репризе.

Для стройности формы прибегает к повторению начальной строки поэтического текста. Как результат - зеркальная реприза. Повторения строф (или начальных строк) связаны с важнейшей проблемой музыкальной формы - проблемой репризности. Поскольку в вокально-хоровых формах ведущим является музыкальное начало, композиторы позволяют себе преобразовывать структуру словесного первоисточника, чтобы соблюсти музыкальную закономерность в композиции. Литературно-поэтический текст, преобразованный тем или иным путем, целенаправленно приближен к запросам музыкальной формы.

Примерами могут служить и другие хоры С.И. Танеева: "Посмотри, какая мгла", "Вечер", "На могиле", "Прометей". Тяготение композитора к обрамлённости, завершённости, но при этом с трансформацией главных образов.

Точные авторские указания темпов, характера музыки, тонкая динамическая нюансировка помогают в раскрытии образов и являются характерной чертой композитора.

Произведение С.И. Танеева для хора acappella "Развалину башни, жилище орла" на стихи Я. Полонского является не только одной из вершин хорового творчества, но служит примером индивидуализированной и при этом стройной сонатной формы.

Литература

1. Бонфельд, М.Ш. Анализ музыкальных произведений ч.2/М.Ш. Бонфельд. М., 2003.

2. Дмитревская, К. Анализ хоровых произведений / К. Дмитриевская.М., 1965.

3. Заднепровская, Г.В. Анализ музыкальных произведений / Г.В. Заднепровская. М., 2003.

4. Лаврентьева, И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И.В. Лаврентьева. М., 1978.

5. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. М., 1979.

6. Основы теоретического музыкознания / под ред. М.И. Ройтерштейна. М., 2003.

7. Русская хоровая литература. Очерки вып.2 // С.В. Попов. О хоровом творчестве Танеева. М., 1969.

8. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. М., 1967.

9. Танеев, С. Дневники в трёх книгах / С.И. Танеев. М., 1982.

10. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. СПб, 2001.

11. Хопрова, Т.А. Сергей Иванович Танеев / Т.А. Хопрова. Л., 1968.

12. Хоровое искусство вып.2 // К. Ольхов. Хоры a cappella С. Танеева.Л., 1971.

13. Юденич, Н.Н. Музыковедческий анализ: вопросы теории и методики / Н.Н. Юденич. Мн., 2006.