Смекни!
smekni.com

Украинская музыкальная культура (стр. 2 из 2)

Украинские композиторы обращались к достижениям отечественной гуманистической литературы, прежде всего к творчеству Т. Шевченко, И. Франка, Леси Украинка.

Музыкальную шевченкиану обогатили С. Людкевич (кантата-симфония “Кавказ”, 1902-1913, кантата “Завещание”, 1934, 1955), Я. Степовий (“Прелюд памяти Т. Шевченко”, 1912), К. Стеценко (музыка к представлению “Гайдамака”, 1919-1921, кантата "Шевченкови", 1922).

Главное место в музыкальной франкиани занимает кантата К. Стеценко “Соединяемся”. На тексты поэзий И. Франка написано около 200 композиций. Франкивска тема отображена в симфонической музыке, оперном и балетном жанрах, вокально-лирических композициях (Я. Степной, А. Штогаренко, Г. Верикивский, В. Борисов и др.).

Украинская музыка 20-30-х годов обозначена интенсивными новаторскими поисками. В 1923-1928 гг. действовало республиканское Музыкальное общество им. Г. Леонтовича, которое определенное время хранило своеобразную автономию. Вокруг общества гуртувалися композиторы-новаторы, которые ориентировались на сочетание национальных традиций и достижений европейской музыкальной культуры. Традиции украинского авангарда положил началу В. Лятошинский (1894-1968). Он представлял направление модернизма в украинской музыке, создал в европейском стиле оперу “Золотой обруч” (1930). Новаторские тенденции выявились в творчестве композиторов В. Косенко (1896- 1938), М. Верикивского (1896-1962), автора первого украинского балета “Господин Каневский” (1930).

В Галичине новейшие направления культивировали Д. Сичинский (историко-романтичная опера “Роксолана” - не законченная (оперу завершил в 90-х годах композитор Г. Скорик.)). Неоромантизм Б. Кудрик (1897-1950), Импрессионист Р. Симович (1901 -1984) и др. Значительный вклад в развитие национального хорового искусства 20-х годов сделали Я. Калишевский (1856-1923), Б. Левитский (1887-1937), П. Козицкий (1893-1960), Н. Городовенко (1885- 1964), Г. Веревка (1895-1964), Ф. Соболь (1895-1973).

Одновременно усиливался идеологический контроль над творчеством музыкантов со стороны тоталитарного государства. Правительственным постановлением в 1932 г. ликвидирована Ассоциация Современных Музык (АСМ), объединения композиторов, которые ориентировались на новаторские западноевропейские музыкальные течения (экспрессионизм, конструктивизм, джаз). Общество им. М. Леонтовича было реорганизовано во Всеукраинское общество революционных музыкантов (1928-1931); образовалась Ассоциация пролетарских музыкантов Украины (1928 - 1932), Союз композиторов Украины (1932-1937), республиканское Хоровое общество (1959, в 1975-1991 рр.- Музыкальное общество Украины). Испытали репрессии достаточно много деятелей музыкальной культуры, в том числе народные певцы-кобзари.

Развитие параллельной культуры в Украине при сталинизме анализирует Вильям Нолл - исследователь Украинского Научного Института Гарвардского университета. По его мнению, репрессия музыкальной культуры, как и репрессии других культурных элементов, включает и уничтожение, и создание. То, которое было уничтожено, это долго создаваемое гражданское общество. То, которое создано, - параллельная культура. Третий тип репрессий - создание и поддержка параллельной культуры. Цс большая сеть институций, которые распространяли политическую культуру власти. Музыка параллельной культуры создана, чтобы заменить репрессированную музыку.