Смекни!
smekni.com

Пушкинские темы и образы в творчестве Ю. Шевчука (стр. 3 из 3)

В то же время в «Осени» основной является тема возникновения творчества, рождения поэзии. Ведь поэзия, творческое вдохновение «пробуждается» в результате жизненных наблюдений. Полнота бытия, богатство впечатлений от природы и рождают творческий порыв.

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне.

Пора сна и «пышного увяданья» готовит духовный расцвет человека, природы.

Пушкин завершает свое стихотворение (вернее обрывает его) метафорой- уподоблением поэта с кораблем, вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?..», после которого ставит две строки точек, означающих полную свободу ответа на этот вопрос. Тем самым сохраняется возможность для поэта избрать любой «курс» для его поэтического корабля.

Ю. Шевчук, в свою очередь, также как и Пушкин любил писать об осени. Это была воистину навязчивая тема в творчестве нашего героя. «Осень невеселая…» (Посвящение С. Есенину), «Осень, мертвые дожди…», «В Последнюю Осень», «Агидель», из последних – «Осенняя». Но, бесспорно, самой знаменитой песней об унылой поре зрелости и увядания стало размышление Шевчука над вопросом «Что Такое Осень».

По словам автора, песня была написана во время одной из прогулок: «Ее я написал на кладбище, на Никольском, в Александро-Невской лавре. Я там рядом жил в коммуналке на Синопской набережной, бродил в Лавре практически каждый день. Мелкий дождь моросил, ощущение было такой тоски, печали и колоссальной тревоги... Так грустно стало, что просто невмоготу – я всегда один – и просто она взяла так – бах и написалась. В 91-м году, в конце сентября. Вспомнилось, что ли…».

В песне поётся об осени, о присущих этому времени года природных явлениях и печали - «Что такое осень - это ветер», «Плачущее небо под ногами», «Сколько будет рваться листва, осень вечно права». А также о душевной тоске - «Осень вновь напомнила душе о самом главном / Осень, я опять лишён покоя»; о тревоге и месте человека в новой стране - «Осень, доползём ли, долетим ли до ответа, что же будет с Родиной и с нами».

Во многих песнях Шевчука присутствуют, как и в поэзии Пушкина, некие образы: образ природной стихии, означающей свободу, образ бурного моря, что ассоциируется с жизненной печалью. «Вино», по словам Шевчука, - образ веселья, «похмелье» - образ горя.

В отвлеченно-лиричную тему песни были привнесены и характерные для Шевчука гражданские нотки. «Что такое осень – это ветер Вновь играет рваными цепями. Осень – доползем ли, долетим ли до ответа: Что же будет с родиной и с нами?

В результате тема Осени предстает перед нами не только в фенологическом ракурсе природной зарисовки. В этом тягостном грустном наблюдении отражены и настроение автора, и дух времени.

Тема Родины Тема родины (прежде всего, родины самого поэта) появляется в текстах Ю. Шевчука достаточно часто и, без сомнения, входит в круг основных мотивов его творчества. Она присутствует во многих его произведениях и нередко выражается в тексте имплицитно или дается только в форме отдельных деталей. Так происходит, например, в раннем альбоме «Периферия», где содержание большинства текстов предполагает присутствие этой темы, в то время как эксплицитно она почти не проявляется.

Любому человеку приятно вспоминать о месте, где прошло его детство. Пушкин в своем стихотворении «…Вновь я посетил…» пишет о возвращении в «тот уголок земли», где он не был уже десять лет. Он вспоминает о своей няне, которую очень любил:

«Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов тяжелых

Ни кропотливого ее дозора...»

Тени прошлого навсегда останутся в сознании поэта. Родной уголок вызывает приятные воспоминания о прошлом, теплую тоску об ушедшей молодости, надежду в новое поколение:

«Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь…»

Вера в молодое поколение – есть проявление любви к Родине.

Кроме того, тема Родины в творчестве и А.С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. Пушкин пишет о свободе в стихотворении “Деревня”, рисуя милые его сердцу картины родной природы. Поэт гневно говорит о крепостниках, угнетающих народ: Здесь барство дикое, без чувства, без закона. Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Родина Ю. Шевчука, как и у Пушкина, связана со свободой:

«Родина – она ведь из людей состоит. Будет уважение к свободе ближнего своего – будет и Родина любимой!»

Заключение

В заключение необходимо сказать, что, рассмотрев творчество Ю. Шевчука и изучив подробно его песни, можно сделать вывод, что темы, затронутые в произведениях рок-музыканта, а именно тема Петербурга, тема Осени и тема Родины, тесно связаны с произведениями Пушкина. Проблемы, которые были затронуты несколько веков назад, можно увидеть и сейчас в творчестве современных рок - исполнителей. Эти темы актуальны. Они всегда будут вечны, поэтому данная работа рассчитана на молодое поколение, любителей рок - поэзии и учителей литературы.

Если поп – музыка создана с трезвым расчетом на коммерческую отдачу и без радио, ТВ и «чесовых» гастролей обречена и попросту не имеет смысла, то рок – музыка выражает душевное состояние человека, несет в себе определенные существующие проблемы и помогает слушателю духовно развиваться.

Сравнивая творчество Ю. Шевчука и А.С. Пушкина, мы стремились доказать, что рок – музыка является важным жанром. Рок – поэзия имеет свои особенности, помогает человеку задуматься о своих поступках и несет в себе глубокий жизненный смысл. Поэтому будет существовать вечно.


Список используемой литературы

1. Алексеев А.Н. Кто есть кто в советском роке. А.Н Алексеев / М.: Останкино, 1991.

2. Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. - М.: Захаров, 2000. – 158.

3. Викторова К.П. Неизвестный, или Непризнанный Пушкин. - СПб.: Политехника, 1999. - 384 с.

4. Дидуров А.М. Золотое десятилетие рок - поэзии / А. М. Дидуров.: Молодая гвардия, 1992.

5. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. М.: Знание, 1989.

6. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2-х частях. - М.: Владос, 1999.

7. Материалы, посвященные А.С. Пушкину и опубликованные в журнале "Слово" за десять лет (1989-1999) // Слово. - 1999. - N 3. - С. 110-111.

8. Русский рок. Опыт антологии / сост. Я.В. Федюшин. Челябинск, 2003.

9. Троицкий А.К. Рок – музыка в СССР / А.К. Троицкий. – М.: Книга, 1990.

10. Хроника жизни и творчества А.С. Пушкина: В 3-х томах. 1826-1837. - Т.1, кн.1. 1826-1828. - М., 2000. - 464 с. - (Пушкин в XX веке; Вып. VII).

11. Чумаков Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина / Рис. Р. Габриадзе. - СПб.: Гос. Пушкин. театр. центр., 1999. - 431 с..

12. http://ofrock.ru/teksty-rok-poezii/geroi-shevchuka.html

13. http://ddt.moy.su/load/15-1-0-28

14. http://soldaty.tv/forum/index.php?showtopic=19937&mode=linearplus

15. http://shkolazhizni.ru/authors/kurys/