Смекни!
smekni.com

Анализ музыкально-выразительных средств хорового произведения "За рекою, за быстрой" (стр. 2 из 2)

В действительности Островский, когда создавал «Грозу», не знал и не мог знать о «клыковском деле». Пьеса «Гроза» была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

«Литературная экспедиция», сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу «Гроза». Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах.

Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

«За рекою, за быстрой» привносит в пьесу Островского элементы русского фольклора.

3. Анализ музыкально-выразительных средств

Произведение «За рекою, за быстрой» предназначено для исполнения смешанным хором acappella.

Форма – сложная двухчастная. Присутствует контраст между частями.

Медленная, напевная, спокойная песня первой части, резко сменяется быстрой и веселой пляской второй части.

Первая часть идет в миноре (es-moll) с длительным crescendo. Имеет форму периода повторного строения (период неквадратный).

Начинает партия сопрано. С прибавлением следующих голосов увеличивается сила звука. Фактура первой части интервальная: сопрано с тенором и альт с басом в четырехголосных эпизодах поют октавные унисоны. Это добавляет песне глубины, ширины и задумчивости. Тип изложения экспозиционный, слад письма гомофоно-гармонический с элементами подголосочной полифонии.

Если обычный слушатель услышит это произведение, то он подумает, что это русская народная песня. И вот почему:

Преобладающее движение русских народных напевов – нисходящее, причем наиболее употребительны ходы: а) последовательные, гаммаобразные, в пределах кварты или квинты (1–2 такты), б) квартами и квинтами, пустыми и заполненными терцией (2–4 такты партия сопрано). И особенны для народной песни подголосок, образующий к основной мелодии в параллельные терции. Ещё одна особенность народной песни – это унисоны и октавы. Голоса певцов время от времени (обыкновенно – в начале или конце всей песни или ее отдельных частей) сливаются в унисон или октаву, производя определенное впечатление успокоения или остановки (8,10, 15, 18, 20 такты). Октавы народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления, какое производит октава народного пения. Вот все эти особенности русской народной песни присутствуют в данном произведении и роднят их.

Вторая часть – это резкий контраст первой части. Сменяется метр, темп увеличивается в 2 раза, минорный лад сменяется параллельным мажорным (G-dur). Форма – куплетно-вариационная, в каждом «куплете» появляются небольшие изменения, что очень свойственно русской народной песне.

На протяжении всей второй части сохраняется аккордовая фактура: Т7 без3; Т2; S6; II7–5; III6; Т5/3.

За счет акцентируемых первых долей музыка приобретает динамичность и чёткость. Тип изложения серединный, склад письма – полифонический. В данном произведении присутствуют элементы подголосочной(1) и имитационной(2) полифонии: (1) сначала главная тема звучит у сопрано, за тем переходит к альтам ((2) у сопрано в этот момент звучит подголосок с 34 по 39 такты) потом опять возвращается к сопрано; при этом у басов в «припевах» идёт удержание Т5.

Композитор на протяжении всего произведения использует элементы подголосочной полифонии основанное не на построении аккордов, а на голосоведении, что свойственно народной песне.

Художественно – образный анализ хорового произведения:

Первая часть в четырёхдольном метре, размер 4/4; вторая в двухдольном метре, размер 2/4. Таким образом, произошло метроритмическое дробление четырёхдольного такта, что дало выразительный переход от медленной части к быстрой.

Ритмически партитура не сложная, хотя во второй части присутствует ритмическое и текстовое разночтение между голосами, это может вначале работы с произведением вызвать небольшие трудности – партии будут «мешать» друг другу.

Диапазоны хоровых партий:

Сопрано: ре 1й октавы – соль 2й октавы;

Альты: ре 1й октавы – ми 2й октавы;

Тенора: ми малой октавы – соль 1й октавы;

Басы: соль большой октавы – ми 1й октавы.

Для басов и альтов в тесситуре голосов возникают небольшие трудности в 17 такте: слишком высоко – у басов ми 1й октавы, у альтов ми 2й октавы.

Но относительно высокие звуки в кульминационных местах звучат наforte. Таким образом, во всех этих местах ансамбль остается естественным.

Интонационные трудности

Не большая трудность смена тональности из минорной в параллельную мажорную.

В первой части особых трудностей не наблюдается. Здесь внимание должно уделяться пению унисонов и расхождению голосов в октаву в конце предложений. Так же в местах расхождения голосов важно выстраивать ансамбль, чтобы голоса не заглушали друг друга.

Во второй контрастной части штрих меняется наболее мелкий, и темп становится быстрее. Поэтому стоит добиться легкости исполнения, на хорошем дыхании и с чётким ритмическим ансамблем. Появляются случайные знаки, что требует особой работы в интонационном построении аккордов. В басу идёт пение на одном звуке, а потом следует поступенное движение к 5 ступени по мелодическому ладу со знаками альтерации (такты 22–27, 34–39 пение на одном звуке).

Дикция

Дикция – это важный компонент хорового звучания. Она способствует хорошему звуковедению и правильной интонации.

Существует ряд правил, например, согласные надо присоединять к следующей гласной, а шипящие произносить как можно чётко и коротко.

Полезным упражнением перед пением произведения со словами будет проговорить текст или пропеть его в темпе на одной ноте, выравнивая все неточности.

4. Анализ исполнительских средств выразительности

Чтобы хоровое произведение хорошо звучало, необходимо выровнять тембровое и динамическое звучание каждой партии, чтобы голоса имели единую окраску и не выделялись по громкости.

Динамика всего произведения является важным исполнительским средством. Она делает произведение разнохарактерным и не скучным. В рассматриваемом произведении динамика наиболее ярко представлена во второй быстрой части. Здесь она меняется стремительно и неожиданно. За счет этого ярко выражены игривость и легкость.

Задача дирижёра – раскрыть эмоциональный замысел композитора с помощью средств музыкальной выразительности и передать соответствующие эмоциональное состояние хору.

Задача исполнителя – понять эмоциональный замысел композитора с помощью средств музыкальной выразительности и не только передать соответствующие эмоциональные состояния, но и проявить при этом своё отношение к содержанию произведения, которое необходимо, прежде всего, прочувствовать.

5. Анализ дирижерских средств и приемов

В первой части:

Первое на что надо обратить внимание, это на вступления, которые начинаются с третьей доли, поэтому надо давать чёткий ауфтакт. Особой трудности вступления не представляют, но могут легко запутать начинающего дирижера.

Также в жесте дирижера должно просматриваться различие в местах, когда он работает со всем смешанным хором, а когда только с женским.

Жесты должны соответствовать динамике части и её характеру: быть широкими на f, а на mf менее широкими и плавными с чёткими сильными долями. При такой амплитуде движений, руки должны всегда тянутся к хору.

Во второй части преимущественно работают кисти рук.

В быстром темпе это удобнее и помогает понять игривый характер песни.

Но даже такой жест должен иметь динамические контрасты. На pianoдостаточно будет легких движений рук. На forte это сильные по амплитуде движения с акцентами.

Акцентировать надо первую долю припева «ай, люли» и первые доли строк «гуляй, млада», «до утренней»…

Чтобы помочь хору, дирижер должен петь вместе с ним или произносить слова.

Важную роль играет зрительный контакт дирижера и участников хора. Это позволяет не только технически правильно отработать произведение, но и уловить основной замысел композитора и эмоциональность.

6. План репетиционной работы

Перед разучиванием произведения с хором необходимо досконально изучить его и выявить трудности:

1. Тесситура голосов. Если она неудобная надо найти удобную ноту, к которой нужно стремиться.

2. Выстроить частные ансамбли. В результате работы с одной партией мы услышим, что певцы, взаимно уравновесившись силой и слившись тембрами, образовали хоровую партию, т.е. образовали один хоровой голос, с характерной однородно-типичной окраской, свойственной данной партии. Следить за интонированием баса при длительном пении на одном звуке.

3. Чисто выстроить вертикали, и особенно уделить внимание октавным унисонам в первой части. Для этого по очереди все голоса берут свои ноты и держат их до полного выстраивания аккорда.

4. Четкое проговаривание текста. В пении надо специально утрировать текст.

5. Членение музыкальной фразы. Делается на ранних этапах для удобства разучивания.

Во второй части на начальных этапах произведения текст стоит пропеть в медленном темпе и добиться чёткого произношения текста, а также лёгкости.

Лучше сразу в процессе разучивания пытаться передать внутренний смысл и эмоциональность, чтобы произведение не выглядело механическим и не потеряло интерес у участников хора.