Смекни!
smekni.com

Основы вокальной техники (стр. 2 из 2)

Мягкое небо, принимая то или иное положение при фонации, существенно влияет на качество звука: пассивно свисая – усиливает отдачу носовых раковин, направляя туда большую часть звуковых волн, чем следовало бы; слишком поднимаясь – преграждает им путь в голову.

Активная позиция мягкого неба – нормальная приподнятость, увеличивая зев, как бы вытягивает по вертикали сферический купол резонатора; в свою очередь нормально опущенный корень языка и приподнятое мягкое небо образуют резонаторный вертикал, способствующий округлению звука и однородности перехода от низов к середине и от нее – к верхам в меру прикрытым и наполненным.

Таким образом, облагораживание звучания ( а это и есть важнейший из параметров культуры вокала) в основном свершается именно здесь, в промежуточном резонаторе, благодаря его увеличению по вертикали.

Завершающий резонатор – рот. Именно во рту свершается окончательная резонаторная доводка позиции звука, его качества на всем диапазоне и на всех гласных, усиливаемая или ослабляемая участием органов артикуляции, их взаимодействием. Разговор о резонаторах будет неполным, если не сказать о взаимовлиянии и взаимодействии всех резонаторов на разных участках диапазона. Как правило, каждый поющий так или иначе ощущает свой голос – направление звука в какое-то определенное место. Одни называют верхние зубы, другие – "носовой хрящик", третьи – "куполочек" (мягкое небо), четвертые – твердое небо, иные темечко… С.И. Сквирский, ученик Е.В. Иванова, называет способ контроля резонации и суть его сводится к следующему. "Для уравновешивания резонации, надежности контроля резонаторных ощущений спасительным будет ощущение в пении одновременно двух равнодействующих резонаций: в области переносья – головной, верхней и у основания верхних резцов = груди и головы, т.е. общей нижней. Обе равнодействующие ощущаются как бы расходящимися радиусами в направлении движения звуковых волн в голову и на зубы. Суть контроля резонации состоит главным образом в регулировании соразмерности их взаимодействия в каждый данный момент звучания: чем выше звучание – тем больше груди, не утрачивая участия головной. Эту же мысль мы можем прочесть у Эверарди.

Регистры. Сколько их в голосе? По механизму звукообразования, сторого говоря, все голоса имеют два регистра – грудной, и головной. Но для плавности переходов из одного в другой искусственно образуется третий – серединный, промежуточного, смешанного звучания, который иногда называют медиум, микст. Это как правило, небольшой участок серединных звуков на рубеже грудного регистров, где как бы перемешивается резонация обоих в однородное звучание – грудно-головное. Если в начальной стадии обучения не придается значения сглаживанию регистровых рубежей, то в дальнейшем голос будет представлять собой сплошные регистровые "пороги". Задача сглаживания, выравнивания регистров состоит в том, чтобы "западающие" звуки: затененные, приглушенные – высветлять до нормальной яркости, а "выпирающие – слишком светлые – округлять, "ретушировать" до нормальной яркости, добиваясь, таким образом однородности звучания на всем диапазоне.

Суть механизма смешения регистров состоит в умении петь соединенные звуки грудного регистра механизмом головного, а граничащие с головным – приемами грудного, сливая в единое. Разумеется, при смешении регистров нужно уметь дозировать долю участия "груди в голове" и наоборот.

Без должного запаса головной резонации на крайних низах голосу не взмуть к верхам. Низы будут попадать в позицию верхов, подтягиваемые резонацией головы. И, в свою очередь, хорошо опертые верха обретут гибкость, подобно кроне дерева, стоящего на хороших корнях.

В известной мере сглаженность регистров служит критерием культуры вокала, мерилом достоинств школы, технической грамотности певца, компетентности и взыскательности педагога, поскольку правильное слияние регистров не мыслится без хорошего дыхания, уравновешенности резонации, артикуляционной согласованности – верного взаимодействия во всех взаимосвязях компонентов механики" вокала. Поэтому резонно уже с первых шагов обучения проявлять заботу о выравнивании голоса в единый звуковой монолит.[5, с.45]


Список литературы

1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984.

2. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.

3. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.

4. Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982.

5. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974