Смекни!
smekni.com

Марийская музыкально-песенная культура (стр. 1 из 4)

Курсовая работа

"Марийскаямузыкально-песеннаякультура"


Содержание

Вступление

Марийцы Пермского края

История музыкально-песенной культуры марийцев

Жанры марийских песен

Марийские композиторы России

Разбор произведений композитора А.Я.Эшпая

Марийский композитор Пермского края

Заключение

Тезисы


Введение

На земном шаре проживает около 2-х тысяч народов и национальностей, которые отличаются друг от друга по языку, обычаям, традициям, а так же по культуре, в том числе и по музыкально – песенной. Причина этих отличий имеет глубокие исторические факторы заселения различных территорий, их жизненного уклада. Анализируя фольклорную музыку народов, которые принадлежат к различным культурам, мы можем увидеть, что музыкальная культура являлась самобытной, неповторимой, в то же время подчиняется общим закономерностям, выработанным на протяжении многих столетий. Как известно мелодия – это живой организм со своими особенностями и закономерностями. Мелодия развивается таким образом, что отдельные ее частицы находясь во взаимоотношении друг с другом, проходят определенные этапы развития, основываясь на закономерностях внутренней логики. Вероятно, здесь трудно определить что является основным, что второстепенным. Песни, находя путь к сердцу слушателя, не смотря на свою простоту и небольшой объем, содержат в себе генетический код, который является средоточием памяти народа. Подтверждение сказанному мы находим в устном народном творчестве разных народов, в пословицах, поговорках, сказках, где проявляются такие же черты.

Тема моего исследования: «Марийская музыкально-песенная культура».

Актуальность исследования: заключается в том, что Марийцы один из старейших этносов Пермского края. У нас в колледже постоянно изучаются народы Пермского края, поэтому нахождение и пополнении песенным репертуаром марийцев курсовых ансамблей Пермского краевого колледжа искусства и культуры сегодня очень актуально.

Проблема исследования: Отсутствие репертуарных сборников марийских песен в Пермском крае.

Объект исследования: Песенный материал в котором раскрылась вся история и жизнь марийцев, обживающих новые края Пермские.

Предмет исследования: Материалы фольклорной экспедиции студентов и преподавателя Максименко О.М. в Суксунский район Пермского края, материалы собранные из различных музыкальных источников.

Цель исследования: Составление методического пособия для студентов специализации народное хоровое творчество.

Гипотеза исследования: Марийская музыкально-песенная культура находится на стадии возрождения в Пермском крае.

Задачи исследования:

· Изучить, с исторической точки зрения, заселение марийцами территории Пермского края.

· Найти народный музыкальный материал марийцев и проанализировать его.

· Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.

· Обработать собранный материал.

Методы исследования: смешанные (теоретические и практические).


Марийцы Пермского края

Марийцы – один из народов финно-угорской группы. Основная этническая территория – Среднее Поволжье, где происходило формирование марийского народа. В дореволюционных источниках марийцев еще называли черемисы.

Основная часть марийцев проживает на территории республики Мари-Эл. А так же на территориях Приуралья и Поволжья. Крупные ареалы расселения марийского народа есть так же в Кировской, Нижегородской, Свердловской областях и в Пермском крае, а так же в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия.

Луговые марийцы расселены на левом берегу р.Волги, а горные марийцы – на правом берегу. Третья этнографическая группа – восточные марийцы. Она сформировалась на восточнее р. Вятки. К этой группе относится марийское население Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Пермского края и Свердловской области. Основатели восточных марийцев – выходцы «с луговой стороны» которые переселились на восток в 16-18 вв.

В пермском крае в 1989 г. марийцев проживало 6,6 тыс. человек, к 2002 году их осталось 5591 тыс. человек.

Основу марийского населения Прикамья составляют как поздние так и ранние переселенцы. Большое число марийцев в Пермском крае проживает в деревнях Суксунского, Чернушинскго, Октябрьского района.

Миграция марийцев на восток, за пределы этнической территории по мнению исследователей началась еще до присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству. Первоначально марийцы проникли в Камско-вятское междуречье, а затем – в Закамье и Приуралье. Начало массовой миграции начались в 16 веке. В писцовых книгах М. Кайсарова 1623 -1624 гг. уже зафиксировано марийское население – « 4 –я юрта марийских» - в Сылвенско – Иренском поречье. В последующее время их численность увеличилась. В 1678 – 1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением 311 человек. Материалы переписанных книг Кунгурского уезда за 1704 год дают представления о численности и расселения марийцев в Сылвенско – Иренском поречье и на путях их миграции из Среднего Поволжья. В 1704 году в Кунгурском уезде насчитывалось 213 марийских семей, которые проживали в 19 деревнях с чистым марийским населением и в 4 деревнях – со смешанным населением. Эти сведения позволяют предполагать, что к концу 17 в. в Кунгурском уезде уже имелось значительное марийское население, и заселение марийцами продолжалось. Марийское переселенческое движение на Урал заканчивается к середине 18 в. Документы 17 начла 18 в. отмечают деревни марийцев сохранившиеся и в настоящее время: Тебеняки, Красный луг, Каменка. Среди жителей этих деревень до сих пор можно услышать предания о заселении марийцев на пермские земли. Группу марийцев .сложившуюся в верховьях р.Сылвы ,принято называть сылвенскими марийцами . До 80-х годов 18 в. большинство марийских деревень современного Пермского края относились к Кунгурскому уезду .что закрепилось в одном из названий этой группы пермских марийцев – кунгурские марийцы. Позднее большая часть этих деревень отошла к Красноуфимскому уезду.

В Октябрьском районе пермского края располагается марийская деревня Тляково. По сохранившемуся преданию она возникла в конце 18в.

В Прикамье сложилось три ареала расселения марийцев:

1. Марийцы расселенные в настоящее время по реке Сылве(д.Каменка, д.Красный Луг, д.Сызганка, д.Тебеняки, д.Васькино, д.Иванково Суксунского района)

2. Марийцы расселенные по реке Сарсу( д.Тляково Октябрьского района). Они до сих пор сохраняют брачные и родственные связи с марийцами Свердловской области более всего с с.Юва .

3. Марийцы д. Буймарзино Октябрьского района и д. Текловка Чернушинского района.

Марийское население Прикамья является составной частью Восточных марийцев и до настоящего времени сохраняют многие черты марийской культуры.

История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрам, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора – особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты ,традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев. Прикамские марийцы лучше всех сохранили национальную культуру и быт. Но в настоящее время ни в одной марийской деревне Пермского края не совершаются общественные моления с жертвоприношениями.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XXвека.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия. В силу историко-географичических условий народной песни делятся на 3 основные группы:

а)горную

б)луговую

в)восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.

Жанры марийских песен

Песни записанные в экспедиции Суксунского района

1.Гостевая улошная песня «Айда йолаш каена»(«Ваши гости будут рады»)

Песня двухголосная, поется в грудном регистре. Тональность ре минор. Размер 5/4. Ритмический рисунок ровный. Диапазон 1,5 октавы – ре малой октавы – ля первой октавы. Куплетная форма. Мелодия волнообразная, встречается скачок на кварту.