Смекни!
smekni.com

Рейв, как одно из направлений молодежной субкультуры XX века (стр. 2 из 4)

Основная концепция рэйвов построена на звуковой импровизации и на визуальных эффектах, что и приводит людей в иное физическое и психологическое состояние. Сам принцип рэйвов не нов. Подобные мероприятия вполне сопоставимы с религиозными церемониями американских индейцев: те же бочечки и те же концепции шаманского, эскимосского и сибирского общества, где музыка - ключ к попаданию в уникальное эмоциональное и психологическое состояние, в котором вы купаетесь в фантазиях, эмоциях, сенсациях. Влияние гипнотической техно-музыки, ночи и незаметных диджейских переходов от одной композиции к другой может запросто опьянить и без спиртного - оно сопоставимо с религиозным опытом. Музыка всегда была способна полностью увлечь массы - и рэйвы по своей сути приводят не к ожесточению, а скорее к объединению в порыве всеобщей любви.

Знаменем мирового рэйв-движения является техно-музыка. Существует несколько путей отличить техно от других типов музыки. Основой техно является ритм, и все, включая построение композиции, да и самих людей, подчинено ему. Как правило, количество ударов в минуту варьируется от 115 до 160. Единственным, но наиболее важным недостатком этой музыки является явное отсутствие, либо жалкое присутствие вокала, частенько заменяемого наличием сильно измененного голоса, либо поливанием грязью всего и всех. Имеются, конечно, исключения к каждому из этих правил, но руководящие принципы, проверенные временем, кажется, трудно изменить.

В техно-музыке нередко используются так называемые сэмплы, т.е. готовые образцы. Это либо звуки, либо кусочки человеческой речи. Если говорить о втором значении, то благодаря речам политиков, звезд и прочих, техно-музыка завоевала большую популярность. Основным принципом всех техно-композиторов стал девиз "используй, но в меру". Полную свободу в данном случае получили DJ-и, которые могли смешивать все подряд и вставлять абсолютно любые сэмплы в свои "миксы" (mix - это непрерывная музыкальная подборка, созданная диджеем и воспринимаемая исключительно как единое целое). Истоки этой музыки берут начало где-то в древности, когда черные и белые парни стучали в большие барабаны. В равной степени на все стили и направления музыки второй половины двадцатого века повлияли и всеми почитаемые классики.

Есть музыкальное направление, которое не распоростаняется на TV и только последнее время выходит на радио, но при этом не является андеграундом в чистом виде. Оно не анонсируются, но при этом легко собирает по нескольку тысяч человек на свои мероприятия. Эту музыку слушают и играют во всем мире от Японии до Англии, но при этом она остается «terra incognita». Это транс-музыка. О трансе написано уже немало: Индия, психоделика, «open your mind», экспириенс и так далее.

2.2. Рок-музыка как социомузыкальный феномен

Именно рок-музыка выступала и продолжает выступать тем средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной молодежной субкультуры. Рок-культура включает, помимо собственно музыкальной компоненты, также вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приемов – от темброво-артикуляционной манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов), социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки – молодежная тусовка, рок-концерт). Можно выделить ряд функций, присущих рок-культуре как основе формирования молодежных субкультур:

1. Коммуникативная. Рок-культура служит одним из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают контакты – ведут переписку, обмениваются записями, совместно посещают концерты любимых групп, находя единомышленников.

2. Аффилиативная (группообразующая). Молодые люди зачастую объединяются по интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные объединения.

3. Пронологическая. У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж «рок-н-ролльного человека»: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию – чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах. С другой, – у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям предосудительного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.

4. Компенсаторная. Углубляясь в мир иллюзий, молодые люди компенсируют эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни.

5. Рекреативно-гедонистическая. Эта функция связана с чувством наслаждения, испытываемым рок-фанатами при прослушивании любимой музыки.

6. Аксиологическая. В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство.

7. Функция идентификации с себе подобными. Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с «сильными личностями», за коих выдают себя рок-кумиры, чей образ заполняет пустующее «сверх-я» молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной определенности.

8. Функция самореализации и самоутверждения. Данная функция может выражаться, с одной стороны, в творческом высказывании, создании и исполнении рок-музыки, с другой, – в ее потреблении, обладании престижными музыкальными записями, свежей информацией о жизни и творчестве любимых исполнителей.

9. Функция эскапизма. Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от окружающей действительности. Она образует для них «культурную нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни.

2.3. Основные группы, исполняющие рейв

Среди наиболее известных коллективов, ассоциирующихся с рейвом, были The Prodigy, The Shamen, A Guy Called Gerald, Scooter, Grid, Joey Beltram, Westbam, 808 State, U96, X-Perience

The Prodigy

Дюжины диджеев, артистов и записывающих лейблов вполне могут претендовать на свою роль в эволюции культуры 90-х годов. Но только одна группа всегда стояла во главе всего молодежного движения. Со дня своего основания в 1990 году THE PRODIGY смешивали в своей музыке мириады музыкальных направлений и экспериментировали с новыми технологиями, чтобы танцевальная музыка могла развиваться и двигаться дальше. Больше, чем любой другой исполнитель, они доказали, что танцевальные проекты могут проходить совместно с рокгруппами, и это касается как альбомов, так и концертных выступлений. Но самое важное состоит в том, что THE PRODIGY смогли заработать свое звание самой успешной, во всех отношениях, европейской группы, никогда не идя на компромиссы в отношении своей жизненной позиции и музыки. В феврале 1996 года THE PRODIGY окончательно закрепили за собой это звание, выпустив свой первый сингл с нового альбома, "Firestarter", который сразу же попал на первое место в Британских чартах. Progidy всегда отличались умением сочетать множество разных стилей, превращая свои композиции в одно целое. В начале 90-х их основной стиль строился исключительно на подборах брэйк-бит партий, исполненных андерграундными хип-хоп группами того периода, а также подборкой вокала из старых фильмов или рэгги.

На их манеру сочинять также оказало влияние посещение нелегальных хип-хоп тусовок.

808 State британский электронный коллектив, сформированный в Манчестере в 1988 году. Выпущенный ими в том же году альбом «Newbuild» оказал большое влияние на музыку хауса следующего поколения. Название группы связано с секвенсором Roland TR-808. Несмотря на экспериментальный характер музыки, 808 State в начале 1990-х гг. были неотъемлемой частью культуры рейвов (особенно популярны были хиты «Pacific State», «Cubik» и «In Yer Face»). Тогда же вышел альбом «Ex:el», который был создан при содействии Бьорк и Бернарда Самнера.

The Shamen

Сразу после появления эта шотландская группа тяготела к психоделическому инди-року. Но лидеры коллектива, Колин Ангус и Уилл Синнот, постепенно уходили в сторону эйсидхауса. В 1988 году после долгих экспериментов с секвенсорами и музыкальными программами, ребята открыли для себя что-то новое в музыке. Для них рок-концерт перестал быть просто концертом, в котором группа дарит музыку поклонникам, он должен был стать частью каждого, чтобы каждый смог привнести что-то своё. Их методы создания композиций строились на филосовских текстах, которые призывали людей к интеллектуальному совершенствованию. Что касается синглов – они мало относились к рэйву, т.к. именно в них содержалась большая часть слов.

Если рассматривать отдельные “не сингловые” композиции с почти полным отсутствием вокальных партий, то в них можно услышать более жесткое звучание, и более конкретное сосредоточение на музыке нежели на тексте.

Вскоре лидеры сократили группу до дуэта и на выступления стали приглашать разных диджеев и MC. Именно в таком составе был записан их очередной альбом «En-Tact», ставший символом группы (хиты «Move Any Mountain», «Ebeneezer Goode», «Boss Drum», «Comin’ On»). Ребята были в экстазе от своих достижений, и, казалось, они могут всё. Но в мае 1991 года Синнот утонул в океане, и на его место в группу пришел рэпер Мистер Си. После этого популярность группы начала падать, и вскоре коллектив распался.