Смекни!
smekni.com

В. С. Калинников. Хор Кондор (стр. 3 из 3)

Сохранилась статья Калинникова «О хоровом пении», которая характеризует его как общественного деятеля, увлеченного широкой просветительской работой. В статье автор указывает два пути приобщения масс к музыкальной культуре: «потребительский» (пассивное слушание музыки) и «воспроизводительский» (участие в исполнении). Наиболее демократическим видом исполнительства Калинников считает хоровое пение («русский народ – народ-певец», говорит композитор). Поэтому он горячо агитирует за развитие хоровой деятельности в стране, указывая на облагораживающее влияние работы в ансамбле. Также в работе Калинникова призывает бережно хранить традиции русского народного песенного творчества. (6, с.55-56)

[2] Сведения о написанных Калинниковым произведениях взяты нами из «Хорового словаря» Романовского (М., «Музыка», 2005).

[3]Зайцев М. В. В своей работе «Тембр как выразительное средство в хорах Вик. Калинникова. Лекция по курсу хоровой литературы» (Ленинград, 1974)при описании хоровой фактуры в произведениях Калинникова говорит о так называемом «приёме смешения тембров»:

«Этот приём композитор широко применяет в своём творчестве. Композитор, как живописец, соединяя различные краски хоровых голосов, находит новые колориты, обладающие выразительными свойствами. Чаще всего композитор использует приём смешения тембров двух партий при октавном удвоении, что придаёт звучанию мелодической линии, кроме новой окраски, ещё и «объёмный характер», вызывающий «ощущение звуковой перспективы».

Используя такой же приём смешения тембров, Калинников достигает в начале хора «Кондор» почти зримого впечатления безжизненности, бескрайности и величия природы, над которой медленно парит одинокая птица. Ощущение «пространственности» усилено здесь включением в мелодическую функцию партии сопрано, образующим двухоктавную массивную мелодию».

[4]Точно такой же принцип Калинников использовал в другом, не менее известном хоре «На старом кургане», являющемся свободной фантазией на тему романса Василия Калинникова.

[5] Зайцев М. В. «Тембр как выразительное средство в хорах Вик. Калинникова. Лекция по курсу хоровой литературы». Ленинград, 1974