Смекни!
smekni.com

Восприятие музыки и её воздействие на человека 2 (стр. 10 из 11)

Заключение: Рок-культура, как и любая молодежная субкультура, - это объективное, хоть и противоречивое явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению норм, ценностей, социальных ролей. Действительно, среди слушателей и исполнителей рок-музыки встречаются и деструктивные личности, которые также способствуют формированию негативных стереотипов о данной субкультуре. Но все-таки большинство приверженцев рока представляют собой созидательное, творческое явление. Доказательство – сотни групп, ставшие “золотым фондом рок-музыки”: от Beatles до Metallic-и.

Рок - это огромная стена, скала (рок собственно и есть "скала" по-английски), это айсберг, это пласт мировой культуры, это великое явление, неотъемлемый атрибут прошлого века. Рок-музыка изменила мировоззрение людей, сделав их более свободными, более раскованными, открыто выражающими своё мнение. Во все времена рок-музыканты были активистами жизни общества, резко реагировали на все тенденции в нём.

2.3 Влияние поп музыки

Вообще термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный жанр популярной музыки, непосредственно поп-музыка с определенными характеристиками:

1. простота,

2. мелодичность,

3. опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части

Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра.

Песни строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются простые, легкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке - человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в попе играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит. Вроде бы всё выглядит хорошо и безобидно, но помимо действительно хорошей (ABBA, Boney M, Мадонна, Roxette и.т.д, как мы видим это иностранные группы и исполнители) поп музыки существует её обратная сторона – попса. Это изначально пренебрежительный термин, применяемый к течению в поп-музыке, которое развилось в советские времена под названием «эстрада». Эта музыка характеризовалась повышенной легковестностью, отсутствием музыкальной усложненности, философской и поэтической глубины, тягой к приторным мелодическим ходам, банальным музыкальным и поэтическим содержанием. Попса крайне склонна к музыкальным и поэтическим клише, необоснованным и зачастую бессмысленным заимствованиям народных музыкальных традиций. Попсу обвиняют в безвкусности, вульгарности и пошлости – качествах достаточно неприятных и по отдельности, а вкупе делающих данный продукт весьма непрезентабельным. Это не означает, конечно, того, что как бы не презренна была попса, это все-таки явление, притягивающие миллионы людей. Следовательно, и она может увлекать, а соответственно, представляет собой сложное и многогранное культурное явление. Интересные наблюдения проводятся авторами в области попсовой стилистики, а также свойственных ей нарушений гендерных границ, игре с концепциями сексапильности, привлекательности, женственности/мужественности и сексуальной самоидентификации (достаточно вспомнить гендерную игру Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева, групп «На-На», «ТаТу» и, конечно, Верки Сердючки). Признаем то, что попса велика, многообразна. Каждый мало-мальски опытный слушатель попсы узнает попсу, едва заслышав ее. Чтобы выявить влияние попсы провели тесты: "Запоминание 20 слов", таблицы Шульте, тест на внимание "Лица - ваза".

Для прослушивания использовались сборки с записями "Руки вверх!", Киркоров и Распутина, "Краски", "Hi-fi" и т.п. Было бы интереснее, чтобы шло прослушивание полных альбомов исполнителей, но, во-первых, этого просили не делать испытатели, во-вторых, они же резонно заметили, что практически никто целиком попсовые альбомы и не слушает. Во время прослушивания программы оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест 20 слов выполнялся практически также, таблицы Шульте проходились медленнее в среднем на 5 секунд, внимание уже в течение минуты не удерживалось. Через час после прослушивания результаты восстанавливались.

Эксперимент продолжался 5 дней и был прекращен по просьбе испытателей, так как регрессирующая картина становилась все более отчетливой, правда, время восстановления оставалось неизменным. Было высказано предположение, что регрессивный характер результатов тестов может стать постоянным.

Нельзя сказать, что попса имеет такое резкое влияние, что прослушивание в течение пяти дней приводит к необратимой потере некоторых способностей. Но, тем не менее, негативный результат очевиден. Скорее всего, в обыденной жизни действуют и положительные факторы (чтение, шум природы и пр.). Но, тем не менее, я бы рекомендовали свести прослушивание попсы к минимуму.

Из наблюдения за одной семьёй, где обе дочери целыми днями слушали модные песенки, под них делали уроки и пр. Снижение интеллектуального уровня было заметным. Постепенно также начало проявляться негативное отношение к учебе и чтению. Причем других отрицательных факторов (бесконечный просмотр идиотских каналов, плохое питание, атмосфера в семье, недостаток активного отдыха) не было. Бесконечное прослушивания попсовой музыки, усугублялось также тем, что никакой другой музыки в доме не звучало. Но помимо негативного интеллектуального воздействия попса имеет и крайне негативное энергетическое воздействие - влияние на подсознание, можно сказать, зомбирование. И если выяснится как-нибудь, что попса - это диверсия, то это будет и не удивительно.

Заключение

Мы рассмотрели основные проблемы психологии восприятия музыки и разобрались в малоисследованной проблеме поиска механизмов восприятия музыкальных жанров. Как и немногочисленные работы, на эту тему, так и полученные результаты свидетельствуют о том, что чисто психологического подхода к изучению данной проблемы явно не достаточно - требуется более глубокий анализ, учитывающий культурологический, эстетический и социально-экономический аспекты этой проблемы. Тем не менее, проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы: