Смекни!
smekni.com

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроке музыки (стр. 4 из 6)

Напалечные тарелочки надевают на большой и сред­ний пальцы и стучат ими один о другой; их можно дер­жать за шнурки (в каждой руке по одной) и ударять при сближении кистей рук, движущихся ритмично в противо­положных направлениях вертикально от подбородка до груди (одна идет вверх, а другая вниз). Важно, чтобы соприкосновение тарелочек всегда было коротким, легким.

Подвесная тарелка прикрепляется к барабану или держится левой рукой на весу; играть можно двумя деревянными палочками одновременно (тремоло), колотушкой и щеточкой. Звук резкий, звенящий, меняется в зависимости от предмета, которым он извлекается.

Грибок – маленькая металлическая шапка, закреплен­ная на деревянной ножке. Держится левой рукой чуть вы­ше груди. Звук прозрачный, нежный, возникает при лег­ком, мягком ударе по краю шапки металлической палоч­кой.

Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые Q-С2) металлофон и ксилофон сопра­новые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже). Колоколь­чики альтовые Сг-Сз (ноты пишутся на октаву ниже).

Основная настройка инструментов – С dur. Сменные пластинки дают возможность играть в близких тонально­стях.Самый низкий тон всегда тоника тональности, в ко­торой поется или играется произведение. Во время игры плоскость инструментов должна быть на высоте пояса уче­ника. Палочки следует легко держать между большим и указательным пальцами. Нельзя пальцы сжимать в кулак. Правильное движение руки – свободное от локтя до ки­сти. Сначала "надо предлагать детям извлекать звук дву­мя руками и следить за тем, чтобы высота отскока обеих рук была одинаковой. Каждому инструменту соответству­ет свой тип палочек: на ксилофоне играют твердыми (проб­ковыми) палочками, на металлофоне – резиновыми, на колокольчиках – деревянными. Если на деревянные па­лочки наклеить полотно, то «блестящее» звучание коло­кольчиков приблизится к звуку металлофона – светлозвенящему.

Целесообразно с первых занятий одновременно исполь­зовать инструменты обоих типов: ритмические и звуковысотные. Усвоение навыков игры на звуковысотных инстру­ментах идет параллельно с ладовым развитием. Постепен­но усваивая лад через его характерные интонации, ученики должны не только их слышать, по возможности чисто ин­тонировать, импровизировать голосом на ступенях, обра­зующих конкретную ладовую ячейку, но и музицировать на них. Для этого необходимы звуковысотные инструмен­ты со съемными пластинками. Давая учащимся творчес­кие задания, педагог оставляет на инструменте только те пластинки, которые соответствуют осваиваемым ступеням лада.

Варианты игры на ограниченном количестве ступеней различны: исполнение несложных мелодий песен, напри­мер русской народной песни «Лиса»; музицирование в иг­ровой форме, например в играх «Эхо», «Перекличка птиц». Игры, сказки, музыкальные истории гармонично вписы­ваются в занятия инструментальной деятельностью. Их правила и содержание служат удобной ориентировкой для ученика в творческих действиях.

Ладовые и ритмические представления учащихся раз­виваются при выполнении разнообразных творческих за­даний в работе над песней: сочинение ритмического со­провождения, вступления, выбор соответствующих инстру­ментов, звучание которых наиболее подходит для переда­чи своеобразия произведения, обоснование своего выбора и замысла. Задания такого рода могут выполняться с по­мощью ритмических инструментов, а также с привлече­нием звуковысотных.

Разучивать партитуру следует, используя различные приемы: с помощью нотной, ритмической записи; по руч­ным знакам-символам, заимствованным из системы отно­сительной сольмизации; по слуху или, наконец, зрительно запоминая игру исполнителя. Ускорить процесс запоминания партий ударных инструментов помогает устный анализ общих и различных моментов ритмического рисунка каждой партии. Например, важно разобраться, дублирует ли конкретная партия ритмическое движение мелодии или построена на самостоятельной (возможно остинатной) ритмической фигуре, передает ли инструмент пульсацию всех долей или подчеркивает только сильную. Благодаря такому анализу ученики быстрее запоминают партитуру, а в процессе игры на инструментах и закрепляют важные музыкальные представления. Заметим, что, полученные вне инструментальной практики, такие представления ос­ваиваются труднее.

Большое значение имеет детское музицирование и как деятельность, активизирующая и углубляющая восприя­тие музыки. Так, при исполнении простейших ритмических партитур ребята получают и закрепляют представления о средствах музыкальной выразительности, их использо­вании в соответствии с художественным образом конкрет­ного произведения. Этому способствует самостоятельное или совместное с учителем сочинение сопровождения к пьесам. Таким образом (в игре партитур, предложенных учителем или составленных детьми самостоятельно) школь­ники приобретают элементарные знания о строении музы­кальной формы, принципах развития музыки.

Разнообразие музыкальных инструментов (шумовые, ударные, звуковысотные), создает условие для развития чувства ритма. Необходимо подчеркнуть, что, обучая игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать уча­щимся художественно-поисковые задания и активно фор­мировать у всех музыкально-творческое мышление [15, с.124].

2.2.Способы музицирования на детских музыкальных инструментах, развивающие чувство ритма у младших школьников.

Чувство ритма особенно трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизи­руются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально-ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально-ритмические движения.

Игра на простейших ритмических инструментах, использо­вание слоговых обозначений, закрепленных за каждой рит­мической единицей («та», «ти»; «бег», «шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное му­зицирование значительно активизирует ритмическое чув­ство учащихся. Оно развивается в процессе игры знако­мых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполне­нии ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя та­кие задания, школьники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропус­кают» его через себя.


Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» му­зыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведе­ниям, которые дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последователь­ного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниа­тюры, пьесы, инструментовки произведений для слушания музыки, например пьесу М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел»:

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально--слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

Сложное инструментальное сопровождение необходимо; всегда приспосабливать к возможностям детей. Партитуры можно упрощать или, наоборот, усложнять, а также предлагать их в качестве примера для составления ритмического сопровождения к другим произведениям. Кроме того, они могут служить в качестве образца в творческих за­даниях.

Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются неболь­шие и несложные по форме произведения, освоенные уча­щимися в пении, игре на звуковысотных инструментах или в процессе слушания. Развитие чувства ритма идет парал­лельно в нескольких направлениях. Одно дает детям пони­мание соотношения различных длительностей. Другое – обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание – развитие внутреннего ритмического слу­ха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвер­тоеспособствует формированию представления об эмоцио­нальной сущности ритма через инструментальное сопро­вождение. Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструмен­тов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного об­раза, например тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности рит­мического сопровождения необходим и анализ произведе­ний (выявление его характера и средств музыкальной вы­разительности).

Активизация музыкально-ритмического чувства учащих­ся осуществляется в игровых ситуациях с помощью при­влечения ассоциативных связей между элементарными рит­мическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями.

Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые дети должны передать на ритмических инструментах равномерную пуль­сацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом. Выполнению такого задания спо­собствуют движения под музыку, проведение аналогий между пульсацией сильных и слабых долей вмузыке и биением человеческого сердца. Варианты необходимых по­яснений разнообразны. Например, полезно напомнить ре­бятам, что нечеткие удары пульса человека говорят врачу о болезни пациента. О музыке нельзя сказать, что она нездорова, однако исполнение ее с нарушением ритма из­меняет характер произведения и делает, например, музы­ку польки неудобной для танца, а музыку марша – для строевого движения.

Первые задания, направленные на развитие ощущения пульсации, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами (например, «Марш» С. Прокофь­ева из сборника «Детская музыка» и пьесу В. Ребикова «Медведь»). Ощущение различных скоростей движения до­лей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изо­бразительность, выразительность ритма в музыке. При вы­полнении таких заданий школьникам предлагается выби­ратьинструменты для сопровождения каждого произведе­ния, чтобы ярче передать художественный образ с по­мощью определенного тембра.