Смекни!
smekni.com

Принципы уголовного процесса (стр. 2 из 3)

Если в результате действий суда или иных должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, права и свободы лица нарушены, причиненный вред подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленном УПК РФ (в том числе главой 18 УПК РФ – реабилитация).

Неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ). В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище является неприкосновенным, никто не может в него проникнуть против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. В исключительных случаях, когда производство обыска и выемки в жилом помещении, осмотра жилого помещения, а также личного обыска не терпят отлагательства, т.е. имеются основания предполагать, что в жилом помещении совершается в данный момент преступление, либо находятся какие – либо вещественные доказательства по делу, которые, в случае промедления, могут быть безвозвратно утрачены, указанные действия могут быть произведены по постановлению следователя, без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения об его производстве. Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если суд признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми (ст. 165 УПК РФ). Одной из гарантий соблюдения принципа неприкосновенности жилища является наличие уголовной ответственности за незаконное вторжение в жилище (ст. 139 УК РФ).

Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК РФ). Любое ограничение прав гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ).

Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и сообщений могут производиться только на основании судебного решения. В отличие от неприкосновенности жилища, в данном случае, уголовно-процессуальный закон каких-либо оговорок не допускает и категорически запрещает ограничение прав в данной сфере без судебного решения. За нарушение предписаний закона в данном случае также предусмотрена уголовная ответственность (ст. 138 УК РФ).

Презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ). Данный принцип, как все остальные, закреплен в ст. 49 Конституции РФ и означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в порядке, предусмотренном УПК РФ и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Этот принцип обуславливает также и то, что никто не обязан доказывать свою невиновность, а бремя доказывания полностью возложено на сторону обвинения. Вина обвиняемого должна быть доказана в установленном уголовно-процессуальным законом порядке в полном соответствии с требованиями законности. Доказательства должны быть получены только надлежащими субъектами и в неуклонном соблюдении требований допустимости. Все неразрешенные в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовного дела сомнения толкуются только в пользу обвиняемого. Таким образом, приговор должен быть основан на неопровержимых доказательствах вины обвиняемого, не оставляющих в этом никаких сомнений и никакой возможности для иных предположений.

Состязательность сторон (ст. 15 УПК РФ). Важнейший принцип уголовного судопроизводства, определяющий его характер. Требования данного принципа, как Конституционного (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), распространяются на весь ход производства по уголовному делу, как на досудебные, так и судебные стадии. Смысл данного принципа состоит в том, что функции защиты и обвинения строго отделены друг от друга и один и тот же орган или должностное лицо не могут совмещать эти обязанности. При этом суд создает лишь условия для выполнения этого принципа, но никак не может становиться на какую – либо сторону, т.к. обе стороны - и обвинения, и защиты - равноправны перед судом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что состязательность – это такое построение судебного разбирательства (а также и досудебного производства по уголовному делу), в котором обвинение отделено от суда, решающего дело, и в котором обвинение и защита осуществляются сторонами, наделенными равными правами для отстаивания своих утверждений и оспаривания утверждений противной стороны.

Состязательность в уголовном процессе означает следующее:

1. Суд не связан доводами сторон и не имеет права принимать ни сторону обвинения, ни сторону защиты, должен быть независим, рассматривать дело объективно и беспристрастно. В противном случае суд (судья) подлежит отводу в соответствии с ч. 2 ст. 61 УПК РФ.

2. Стороны в уголовном процессе обладают равными правами, при этом ни одна из сторон не может совмещать одновременно противоположные функции (т.е. одна сторона не может быть в одном и том же уголовном деле стороной обвинения и стороной защиты).

3. Суд обязан обеспечить сторонам возможность осуществления своих прав по участию в доказывании своей позиции по предъявленному обвинению.

Одним из моментов состязательности уголовного процесса является возможность государственного обвинителя полностью или частично отказаться от предъявленного обвинения, в таком случае уголовное дело подлежит прекращению соответственно полностью либо частично (ч. 7 ст. 246 УПК РФ). С другой стороны, в случае признания обвиняемым (подсудимым) предъявленного ему обвинения, это влечет за собой применение особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (ст.ст. 314-315 УПК РФ).

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ). В данном принципе закреплена обязанность суда, прокурора, следователя и дознавателя разъяснить право на защиту обвиняемому и подозреваемому, осуществлять свою защиту лично или с помощью защитника и обеспечить возможность защищаться любыми, не запрещенными уголовно – процессуальным законом способами и средствами.

В случае, если участие защитника по делу обязательно, либо подозреваемый или обвиняемый не могут произвести оплату услуг защитника, должностные лица, осуществляющие производство по делу, обязаны обеспечить участие по делу защитника, а при необходимости бесплатно для обвиняемого и подозреваемого.

Свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ). Содержанием данного принципа является то, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, т.е. все доказательства оцениваются судьей, присяжными заседателями, а также прокурором, следователем и дознавателем только лишь по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела (ч.1 ст. 88 УПК РФ).

При этом необходимо помнить, что судом оцениваются лишь те доказательства, которые непосредственно ими были исследованы в судебном заседании, т.е. те доказательства, которые не исследовались в судебном заседании, не могут быть использованы при вынесении приговора.