Смекни!
smekni.com

Принципы уголовного процесса (стр. 2 из 7)

Нельзя не отметить, что система принципов уголовного судопроизводства постоянно совершенствовалась и дополнялась по мере развития государственной и политической системы в России. Следуя курсу гуманизации уголовного судопроизводства, законодатель включил в ее состав такие принципы, как уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, состязательность сторон и некоторые другие принципы, которые ранее к таковым не относились; и наоборот, необоснованно упразднил принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств уголовного дела[15].

В настоящее время, базируясь на положениях действующего уголовно-процессуального закона, в систему принципов российского уголовного процесса можно включить: назначение уголовного судопроизводства (ст.6); законность (ст.7); осуществление правосудия только судом (ст.8); уважение чести и достоинства личности (ст.9); неприкосновенность личности (ст.10); охрану прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст.11); неприкосновенность жилища (ст.12); тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.13); презумпцию невиновности (ст.14); состязательность сторон (ст.15); обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст.16); свободу оценки доказательств (ст.17); язык уголовного судопроизводства (ст.18); право на обжалование процессуальных действий и решений (ст.19).

Указанные принципы уголовного процесса прямо предусмотрены в специализированной главе УПК РФ (гл. 2), которая так и называется – принципы уголовного судопроизводства.

Вместе с тем перечень принципов отечественного уголовного процесса этим далеко не исчерпывается. Анализ отдельных норм Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства России позволяет с полной уверенностью утверждать, что к основополагающим началам и идеям отечественного уголовного процесса следует отнести также: публичность (ст.21 УПК); независимость судей и присяжных заседателей и подчинение их только закону (ст.120 Конституции РФ, ст. 1 и 9 Закона РФ от 26июня 1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»[16]); гласность судебного разбирательства (ст.123 Конституции РФ, ст. 241 УПК); осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ, 244 УПК); непосредственность и устность разбирательства, неизменность состава суда (ст. 240, 242 УПК); всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования.

Также следует сказать о том, что среди процессуалистов нет единого мнения о числе принципов, составляющих соответствующую систему, а поэтому приведенный перечень является условным.

Происходит это из-за того, что ученые по-разному понимают сущность уголовного процесса, неодинаково трактуют понятие и содержание его основных правовых положений, а также их системы.

Именно поэтому авторы, отстаивающие нормативно-правовой характер принципов уголовного процесса, указывают в своих работах, как правило, меньшее их количество, чем их оппоненты.

Другой причиной отсутствия единства в этом вопросе являются различные подходы процессуалистов к формулировке их наименований. Так, до принятия УПК РФ некоторые авторы в своих работах объединяли в единый принцип такие исходные положения, как неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища[17], другие, наоборот, разъединяли непосредственность и устность разбирательства, неизменность состава суда в самостоятельные принципы уголовного процесса[18] и т.п. Именно поэтому одни авторы в своих работах указывали, что оптимальное число принципов отечественного судопроизводства составляет двадцать[19]. Вторые полагали, что исходные положения уголовного процесса должны насчитывать четырнадцать принципов[20], третьи – предлагали тринадцать основополагающих начал[21]. И, наконец, четвертые и в настоящее время насчитывают до двадцати двух принципов, функционирующих в уголовном процессе России[22].

Сказанное свидетельствует как об имевшем место в теории необоснованном расширении системы принципов уголовного судопроизводства, так и его сужении. В настоящее время законодатель четко установил, что принципами уголовного судопроизводства являются именно те нормативные положения, которые установлены в гл. 2 УПК РФ[23]


3. Характеристика отдельных принципов уголовного процесса

3.1 Назначение уголовного судопроизводства

В статье 6 УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Изложив эти положения в гл. 2 УПК РФ, именуемой «Принципы уголовного судопроизводства», законодатель, определяя «назначение уголовного судопроизводства», придал ему основополагающий характер для определения типа уголовного процесса и реализации в нем тех основных правовых начал, которые именуются принципами уголовного судопроизводства.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивает реализацию положений ст.52 Конституции РФ, гарантирующей охрану прав потерпевших от преступлений и обеспечение им доступа к правосудию.

Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, осуществляется посредством обнаружения и уголовного преследования лиц, совершивших преступление, их осуждения и справедливого наказания, устранение причин совершения преступлений. Средствами достижения этой цели уголовного судопроизводства выступают: процессуальные правила доказывания, возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения и т.д. Хотя в ст.6 УПК раскрытие преступления и не названо задачей уголовного судопроизводства, очевидно, что без ее решения права потерпевших не будут обеспеченны в полной мере.

Назначение уголовно-процессуальной деятельности не может достигаться за счет необоснованного и незаконного ограничения прав граждан, нарушения их конституционных свобод. Охранительный тип уголовного процесса рассматривает задачу обеспечения защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод как равновеликую задаче раскрытия преступления и защиты прав потерпевшего и предусматривает неразрывную связь между этими задачами.

Положение о том, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, является принципом уголовного судопроизводства по новому УПК (ч.2 ст.6).

Назначение уголовного судопроизводства с полной определенностью свидетельствует о том, что законные и обоснованные действия и решения, принятые в ходе и в результате этой деятельности, должны способствовать укреплению законности и правопорядка, обеспечению прав и свобод граждан.

Назначение уголовного судопроизводства в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, достигается тем эффективнее, чем быстрее раскрывается преступление, и обеспечивается неотвратимость ответственности для лиц, чья вина достоверно доказана[24].


3.2 Законность при производстве по уголовному делу

Руководящим началом в деятельности всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и большинства граждан является принцип неуклонного соблюдения законов.

Законность как особое общественное явление неразрывно связана с соответствием закону конкретных действий и актов, с неуклонным исполнением законов всеми участниками общественных отношений.

Принцип законности состоит в требовании точного и неуклонного соблюдения и исполнения Конституции РФ, УПК РФ судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем[25].

Данный принцип получил свое закрепление в ст. 15, 49, 120, 123 и др. Конституции Российской Федерации и ст. 7 УПК РФ, а также развит в иных многочисленных нормах уголовно-процессуального права.

Так, в соответствии со ст. 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий уголовно-процессуальному закону Российской Федерации.

В тех случаях, когда указанными органами и должностными лицами в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта нормам или положениям уголовно-процессуального закона, они должны принимать решение в соответствии с нормами действующего УПК.

Нарушение судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства отдельных предписаний уголовно-процессуального закона влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

В соответствии сданным принципом любые определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.