Смекни!
smekni.com

Вольфганг Амадей Моцарт (стр. 1 из 2)

(1756 – 1791)

1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.

Величайший гений мировой музыкальной культуры – Моцарт – принадлежал к венской классической школе (австрийский композитор). В музыке Моцарта органично сочетается культ разума, идеал благородной простоты, присущий просветительскому классицизму, и культ сердца, богатство душевного мира, рождённые тем художественным направлением немецкой литературы 70-80-х гг. XVIII века, которое получило развитие «Буря и натиск» (отвергнув эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» требовали изображения сильных страстей, героических деяний, отстаивания национального своеобразия искусства. И. Гердер – главный теоретик; Гете, Шиллер). Недаром Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» сказал о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».

Нет таких жанров, в которых Моцарт не писал бы. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры. В этом – одно из проявлений моцартовского универсального мышления.

Каталог произведений Моцарта, составленный Кёхелем (1-е издание - 1862г.; исправленное издание под ред. Альфреда Эйнштейна (музыковед, двоюродный брат Альберта Эйнштейна) - 1937г.), включает свыше 600 произведений, в том числе:

14 опер;

41 симфония (не считая нескольких юношеских сочинений и Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром, не входящих в основную нумерацию);

27 фортепианных концертов с оркестром;

5 скрипичных концертов с оркестром;

8 концертов для духовых инструментов с оркестром (флейты, кларнета, фагота и т.д.);

камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты);

множество дивертисментов, серенад для оркестра и различных инструментальных ансамблей (в т.ч. и «Маленькая ночная серенада»);

свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано;

18 фортепианных сонат;

15 вариационных циклов;

4 фантазии;

Реквием;

мессы, кантаты, арии, песни.

И все это создано на протяжении очень недолгой жизни (35 лет). Очень многие сочинения Моцарта утеряны.

В области оперного жанра Моцарт совершил реформу, создав собственную передовую оперную эстетику.

В области инструментальной музыки Моцарт, подытожив опыт мангеймских и венских мастеров старшего поколения, а также и Й. Гайдна, достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Бетховена и романтиков XIX века.

По сравнению с Гайдном, в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные: они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской, французской музыки (Моцарт с детства много путешествовал по Европе).

Моцарт – один из величайших мелодистов. Мелодии Моцарта изящны, певучи, с обилием хроматизмов, задержаний (Симфония g-moll, I часть, П. П.). Но Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. Им свойственны внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов (Соната c-moll, I часть, Г. П.).

Гармонический язык Моцарта неразрывно связан с мелодикой, придаёт ей большую выразительность. Это «мелодическая», певучая гармония. Но мелодия доминирует над гармонией. Основа гармонии - простые функции (T-S-D). Вместе с тем, смелые модуляции и далёкие тональные сопоставления (часто в драматических произведениях) приводили в смущение современников Моцарта.

Полифония в музыке Моцарта занимает важное место. Моцарт – один из величайших полифонистов. Он развивает баховскую полифонию, но на основе стилистических принципов венской классической школы, в которой господствует гомофонно-гармоническое мышление (например, 1-я тема финала симфонии «Юпитер» - сочетание сонатного allegro и тройной фуги; тема Allegro из увертюры к «Волшебной флейте», изложенная фугато).

Фактура Моцарта – ясная, прозрачная, тонкая, изящная.

2. Периодизация творчества Моцарта.

В жизни и творчестве Моцарта принято выделять два основных периода:

Зальцбургский (1756 - 1780) – 24 года,

Венский (1781 - 1791) – 10 лет.

В Зальцбурге Моцарт родился, воспитывался, учился, находился на придворной службе у архиепископа, написал множество сочинений различных жанров, но не достиг ещё полной творческой зрелости.

В Вене, куда Моцарт переехал после разрыва с архиепископом, он был независим, свободен от придворной службы. Здесь он создал свои величайшие произведения во всех областях музыкального искусства, вплоть до знаменитого Реквиема.

Особо необходимо выделить детство Моцарта как значительную страницу его творческой биографии (до создания оперы «Митридат, царь Понтийский» - 1770 г.). Как известно, у Моцарта очень рано обнаружились феноменальные способности (абсолютный музыкальный слух и музыкальная память). В 3-хлетнем возрасте он импровизировал на клавесине, в 4-хлетнем – написал концерт для клавесина. В 6 лет он играл на клавире для австрийской императрицы. Будучи подростком, Моцарт был уже автором ряда крупных произведений (опер, симфоний, концертов), не уступающим по уровню художественного мастерства многим произведениям маститых композиторов того времени.

Весьма благоприятной для творческого развития Моцарта была среда, в которой он рос и развивался. Его отец, Леопольд Моцарт, был крупным музыкантом – выдающимся скрипачом и педагогом, старшая сестра – Наннерль – талантливой клавесинисткой. Моцарт уже в детские годы совершал большие концертные поездки. В 6-тилетнем возрасте он посетил Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Голландию (Амстердам, Гаагу). Под влиянием симфоний И. К. Баха – младшего сына И.С. Баха – Моцарт пишет свои первые симфонии, с успехом исполненные публично.

Детские годы Моцарта ознаменованы и созданием нескольких опер. Опера «Аполлон и Гиацинт» на латинский текст была написана в 1767 г. по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете и исполнена силами студентов. В 1768 г. 12-летний композитор написал по заказу венского театра оперу-buffa «Мнимая простушка», а также зингшпиль «Бастьен и Бастьенна».

В 1769 г. Моцарт едет в Италию с концертами, получает заказ от миланского оперного театра на оперу-seria «Митридат, царь Понтийский», имевшей большой успех. 14-летний Моцарт был удостоен чести почётного звания члена Болонской академии.

II этап I периода:

В 70-е годы в Зальцбурге на место умершего архиепископа вступил новый – граф Колоредо, отличавшийся грубым и жестоким обращением с зависимыми от него людьми. Это делало службу у него для Моцарта невыносимой. В эти годы Моцарт пишет, в основном, инструментальную музыку: концерты, серенады, дивертисменты, концерты.

В 1775 г. Моцарт по заказу мюнхенского театра пишет оперу-buffa «Мнимая садовница». В 1777 г. – едет в Мангейм, пребывание в котором оказало важное значение на формирование моцартовского стиля. В 1778 г – посещает Париж, где появляются его клавирные и скрипичные сонаты, симфония № 31 («Парижская»). В 1781 г. в Мюнхене с успехом проходит премьера оперы Моцарта «Идоменей, царь Критский», на сюжет из греческой мифологии.

Венский период:

В 1781 г. Моцарт порывает с ненавистной придворной службой и переезжает в Вену в роли «свободного художника». В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее, из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела Моцарт часто испытывал материальные трудности. В 1782 он женился на певице Констанце Вебер.

В 1782 в Вене было поставлено зингшпиль «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля, Моцарт создал произведение с большими и сложными ариями и яркой оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»). После этого Моцарт вновь обращается к жанрам итальянской оперы seria и buffa (оперы «Свадьба Фигаро» 1786, «Дон-Жуан» 1787, «Так поступают все женщины» 1790).

В венский период написаны 3 самые знаменитые симфонии Моцарта - № 39-41, последняя опера Моцарта – «Волшебная флейта» (1791). Ещё до окончания оперы Моцарт получил заказ на Реквием, который не успел завершить. Закончил Реквием его ученик Зюсмайер, используя эскизы и черновики композитора. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров.

3. Оперная эстетика Моцарта.

Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11-летнего возраста. Но его высшие достижения в этой области относятся к венскому периоду («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»). Моцарт писал оперы разных типов и жанров:

зингшпили («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»)

оперы-buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины»)

опреы-seria («Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита»).

Опера «Дон-Жуан», сочетающий особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов. Моцарт назвал её «весёлой драмой». Эта опера создавалась по заказу пражского оперного театра. Высоким достижением оперы является тенденция к сквозному развитию при традиционном делении на законченные номера.

Опера «Свадьба Фигаро» написана по II части трилогии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», несмотря на то, что она была запрещена цензурой (комедия обличает феодально-аристократические порядки Франции накануне буржуазной революции 1789 г.).

В опере «Волшебная флейта» нашли отражение некоторые стороны масонства – религиозно-этического учения, к которому принадлежал Моцарт и в последние годы написавший несколько масонских кантат. Опера представляет собой философскую сказку, смысл которой заключается в победе света над тьмой, разума и добра над злом. В сказочной форме прославляется здесь идеальное царство справедливости, братства и дружбы. В «Волшебной флейте» Моцарт обращается к жанру зингшпиля с разговорными диалогами и к немецкому тексту. Бетховен считал эту оперу едва ли не лучшей оперой Моцарта. Гёте так был увлечён «Волшебной флейтой», что задумал её продолжение и даже приступил к написанию либретто.