Смекни!
smekni.com

Принципы хозяйственного процессуального права (стр. 4 из 5)

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую и иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

К правовым гарантиям независимости судей хозяйственных судов относятся несменяемость судей, установленный законодательством порядок отбора и наделения судей полномочиями, право судей на отставку, запрет вышестоящему хозяйственному суду при отмене постановления хозяйственного суда давать указания о достоверности доказательств, какое решение следует вынести, и др.

Независимость судей обеспечивается также установленным законом порядком их назначения и освобождения, неприкосновенностью судей, процедурой осуществления правосудия (тайна совещательной комнаты, право на особое мнение и т.п.), ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием организационно-технических условий для деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей и другими гарантиями. В частности, принцип независимости судей должен обеспечиваться и соответствующей организацией работы в хозяйственном суде, начиная с распределения исковых заявлений, заявлений, жалоб и протестов. Порядок их распределения должен исключать возможность влияния на судью лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц.

Принцип равенства юридических, индивидуальных предпринимателей и физических лиц перед законом и хозяйственным судом вытекает из норм Конституции.

В ст. 8 ХПК установлено, что юридические лица при осуществлении правосудия в хозяйственном суде равны перед законом и хозяйственным судом независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, а граждане - независимо от проис­хождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства и других обстоятельств.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства юридических лиц и граждан перед законом и хозяйственным судом вытекает из положений Конституции о том, что все равны перед законом и имеют равную защиту прав и законных интересов (ст. 32). Этот принцип имеет также гражданско-правовую основу. Гражданское законодательство исходит из того, что субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 2 ГК).

Различия для юридических лиц по форме собственности (государственная и частная), по месту нахождения (в Республике Беларусь или в другом государстве, в столице или в другом населенном пункте), подчиненности, характеру деятельности, а для граждан - по происхождению, социальному и имущественному положению и другим обстоятельствам не влекут никаких процессуальных и других правовых последствий. Возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение судебных актов и другие процессуальные действия осуществляются по единым правилам, обяза­тельным для всех: как для лиц, участвующих в деле, так и для хозяйственных судов.

Принцип равенства юридических лиц и граждан перед законом и хозяйственным судом проявляется в хозяйственном судопроизводстве также в том, что граждане и юридические лица, занимая определенное процессуальное положение в деле, пользуются равными правами и несут равные процессуальные обязанности на всех стадиях процесса.

Содержание указанного принципа раскрывается еще и в том, что в хозяйственном судопроизводстве правосудие осуществляется хозяйственными судами, которые, во-пер­вых, образуют единую систему во главе с Высшим Хозяйственным Судом и, во-вторых, по единым правилам, изложенным в ХПК.

Равенство физических лиц, а не только индивидуальных предпринимателей, перед законом и хозяйственным судом выделен законодателем как принцип потому, что ХПК допускает участие в хозяйственном процессе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Например, в хозяйственный суд вправе обратиться физическое лицо при оспаривании решения регистрирующего органа об отказе в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственный язык хозяйственного судопроизводства (ст. 17 Конституции, ст. 10 ХПК). Судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из государственных языков Республики Беларусь (белорусском или русском). Участвующим в деле лицам, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в хозяйственном суде на родном языке.

С одной стороны, принцип государственного языка хозяйственного судопроизводства преследует цель заранее поставить в известность лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, что производство по делу в хозяйственном суде будет вестись либо на белорусском, либо на русском языке, которые являются государственными языками. Хозяйственный суд - орган государственной власти, осуществляющий правосудие, поэтому лица, участвующие в деле, могут заранее подготовить для себя наиболее благоприятные условия для преодоления возможного языкового барьера.

С другой стороны, закон предоставляет право участвующим в деле лицам, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, знакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях, в том числе выступать в процессе на родном языке, используя переводчика. Таким образом, гарантируется охрана прав и законных интересов этих лиц, возможность активного участия их в процессе. В процессуальных законах некоторых государств (например, Армении) лица, участвующие в деле, имеют право выступать в процессе на любом другом языке.

При подготовке дела к судебному разбирательству, в судебном заседании хозяйственный суд обязан разъяснить

лицам, участвующим в деле, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, их право пользо­ваться в процессе родным языком и услугами переводчика. Переводчик может быть приглашен и по инициативе хозяйственного суда.

В тех случаях, когда закон предусматривает обязанность вручать копии процессуальных документов лицам, участвующим в деле (ст. 125, 164 ХПК и др.), а также иным лицам, интересы которых затрагиваются решением хозяйственного суда, перевод этих процессуальных документов обеспечивается по инициативе хозяйственного суда. Оплата труда переводчиков и выплата им понесенных расходов в связи с явкой в хозяйственный суд производятся из средств республиканского бюджета.

Лица, участвующие в деле, вправе рассчитывать, что действия, совершаемые ими в процессе на родном языке, будут точно доведены до хозяйственного суда, поэтому закон устанавливает гарантии этого права. Основания для отвода судьи распространяются и на переводчика (ст. 23 ХПК). Переводчик наделен определенными процессуальными правами и обязанностями (ст. 53 ХПК). В частности, переводчик вправе задавать вопросы участникам процесса с целью уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол. Недопустимо совмещение в одном лице по делу, рассматриваемому хозяйственным судом, функций переводчика и другого участника процесса. Переводчик несет уголовную ответственность за заведомо неправильный перевод.

Принцип гласности. Этот принцип в общей форме закреплен в ст. 114 Конституции, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

ХПК (ст. 11) конкретизирует смысл общего правила принципа гласности. В нем указано, во-первых, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства с занимаемых мест, т.е. без ограничений. А кино- и фотосъёмка, видеозапись, аудиозапись, прямая радио- и телевизионной трансляция заседания допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Во-вторых, уточняется, что не только слушание дела в целом, но и совершение отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательными актами. Отсюда вытекает противоположное общее правило об открытости как слушания дела в целом, так и совершения отдельных процессуальных действий.

В-третьих, приводится перечень участников процесса, которые присутствуют при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании: лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и переводчики.