КНИГИ        регистрация / вход

Православие и самоидентификация России в XXI веке

СОДЕРЖАНИЕ: Проблема идентичности на индивидуальном уровне выступает как проблема отождествления, идентификации двух сторон личности: «я» и самости, взаимодействие между которыми складывается отнюдь не просто.

Кугай А.И., д.ф.н., ст. преподаватель Военно-медицинской академии

Проблема идентичности на индивидуальном уровне выступает как проблема отождествления, идентификации двух сторон личности: «я» и самости, взаимодействие между которыми складывается отнюдь не просто. Однако здоровый человек все же не утрачивает связь со своей самостью – субъективностью и телом. Патология же связана с рассогласованием между индивидуумом и его самостью. Тело шизофреника – есть тело чемодан, его содержание определяется внешней средой, с которой он взаимодействует. Это связано с тем, что шизофреник обладает зеркально интервентируемой структурой обладания. Не он обладает миром, но мир обладает им. Поэтому жизнь психически больного человека героическая. Отсюда характерные имена, с которыми он себя идентифицирует: «Пугачева», «Наполеон», «Маршал», «Фараон» и т.п. Все это симптомы тяжелейшего душевно-духовного кризиса индивидуальной идентификации. Однако процессы рассогласования между «я» и его самостью могут охватывать и целые народы. Именно такой период переживает современная Россия. Утрата идентичности выражается в существенном сужении геополитической конфигурации России. Представьте себе человека, который лег спать здоровым, а проснулся безруким. Потеря исторической памяти является еще одной причиной проблем, связанных с идентичностью. Поскольку моя коллективная самость в значительной, мере сформирована своим прошлым, забвение прошлого затрудняет понимание собственной самости и идентификацию с ней: реакции самости становятся сюрпризом для «я». Иначе и быть не могло, поскольку идентификация России в последние годы осуществлялась на ценностях, чуждых российской культуре. Не будем лукавить, отметив то, что вину за процессы культурного растождествления. России несут не только всем известные политики. Она на совести нашей интеллигенции, которых Америка соблазнила не оружием массового поражения, а оружием массового восхищения. Не случайно Данте соблазненных грешников забрасывал в круги ада с зашитыми проволокой веками.

Сегодня, заглядывая в ХХI век, можно со всей определенностью сказать, что наиболее опасными странами являются те, которые лишены устойчивой культурной идентификации, и, соответственно, для обеспечения духовного единения нуждаются в национальной консолидации перед образом врага. Нет сомнений в том, что терроризм являет собой величайшую угрозу современному миру. Но нельзя не видеть и то, что международный терроризм, возникший не в последнюю очередь, как следствие американской внешней политики последних десятилетий, и есть тот во многом намеренно созданный «козел отпущения», борьба с которым призвана удержать США от надвигающейся социально-экономической катастрофы в конкурентной борьбе со странами Европы и Азии. Сегодня американская геополитика перешла в радикальную, крайне агрессивную патологическую фазу. Современное положение США в мире таково, что только перманентная война может сохранить ее претензии на мировое господство.

Так, как вернуть утраченную идентичность? Как беду превратить во благо? На основе патриотизма! Однако патриотизм, отнюдь, не есть метафизическое, абстрактное понятие, лишенное живого содержания. Во все времена он обретал конкретную духовную размерность. Суть духовного кризиса, охватившего современную Россию, состоит в утрате надындивидуальных ценностей. Духовные ценности стали подменяться ценностями «желудочного» порядка. Родина стала восприниматься не как духовная реальность, где родился, а где хорошо живется, как-то, что находится в своем кармане. Героем нашего времени является не трудоголик, а баксофил. Нигилистический индивидуализм, захлестнувший современную Россию вызван и тем, что значительная часть сегодня молодых людей пытается устроить свою жизнь, как выразился Ф.М.Достоевский «без Бога навсегда и окончательно», свести жизнь исключительно к имманентному без всякой связи с трансцендентным, лишить землю неба, не коперниковского, холодного, астрономического неба, но божественного. Однако, устранив Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное в своей душе. Утрата значительной частью религиозно-нравственных ориентиров, понимания значимости труда как жизненной важнейшей ценности грозит дальнейшим углублением негативных тенденций в обществе.

Казалось бы, то особое место, которое занимает Православие в судьбе России, на фоне растущих внешних угроз и внутреннего кризиса, охвативших ее, должно было бы обеспечить пристальное внимание общества к изучению православных ценностей и их активное внедрение в практику повседневной жизни. Однако этого не происходит. Очевидно, это связано с тем, что большинством в обществе Православие еще не осознается в качестве позитивной созидательной силы, способной обеспечить стабильность, благополучие и безопасность, как отдельным гражданам, так и России в целом. Между тем именно православие, Православная Церковь с русской литургией, ориентированной на святыни и знаковые обусловливания Русского Православия, как качественной традиции всегда служила фундаментом самоидентификации России, обеспечивало духовное единение нации на самых крутых поворотах истории.

В психиатрии используется терапевтический прием, когда больным дается гипс, для того, чтобы они вылепливали собственное лицо. Если обратить данную методологию в сферу коллективной идентификации, это означает, что сложившейся ситуации, для сохранения российского государства, национальная специфика которого отрицается глобализмом, есть только один путь возрождения - действовать, опираясь на систему ценностей, сформированных тысячелетней культурной традицией, обеспечивая превосходство православного начала во всех сферах общественной жизни.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

История. Россия в XIX веке. 8 класс. Рассказы по истории

Автор(ы): Данилов Александр Анатольевич   Издательство: Просвещение, 2015 г.  Серия: Сферы

Цена: 203 руб.   Купить

Книга рассказов по истории России является составной частью учебно-методического комплекса "История. Россия в XIX веке" для 8 класса линии "Сферы". Пособие включает тематические иллюстрированные рассказы по истории России XIX в. и предназначено для дополнительной работы учащихся.


История. Россия в XIX веке. Поурочные методические рекомендации. 8 класс. Пособие для учителей

Автор(ы): Тороп Валерия Валерьевна   Издательство: Просвещение, 2014 г.  Серия: Сферы

Цена: 238 руб.   Купить

Поурочные методические рекомендации предназначены для учителя, работающего с учебно-методическим комплексом "История. Россия в XIX веке" для 8 класса линии УМК "Сферы". Издание знакомит учителя с концепцией и логикой построения учебника, программой, тематическим планированием и технологией проведения уроков.


История России. XIX век. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС

Автор(ы): Ляшенко Леонид Михайлович   Издательство: Мнемозина, 2012 г.  Серия: История

Цена: 486 руб.   Купить

Учебник предлагает учащимся порассуждать вместе с автором о судьбе России в ХIХ веке и дает яркую и целостную картину событий и процессов той эпохи. Особое внимание уделено проблеме взаимоотношений власти и общества, прослеживаются истоки непонимания и конфликта между ними. Методический аппарат учебника ориентирован на развитие навыков самостоятельного мышления и анализа, чему способствуют специальные задания, помещенные после каждого параграфа, и отрывки из исторических сочинений и источников. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание, исправленное и дополненное.


История. Россия в XIX веке. 8 класс. Тетрадь-экзаменатор

Автор(ы): Артасов Игорь Анатольевич   Издательство: Просвещение, 2017 г.  Серия: Сферы

Цена: 180 руб.   Купить

Тетрадь-экзаменатор является составной частью учебно-методического комплекта "История. Россия в XIX веке" для 8 класса линии УМК "Сферы". Пособие предназначено для проверки результатов обучения по курсу истории 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. В пособие включены проверочные работы в форме тестовых заданий, аналогичные заданиям ЕГЭ, и работы в форме вопросов. Также приведён перечень рефератов и творческих работ с указанием дополнительной литературы и ссылок в сети Интернет. 4-е издание.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Видео

Православие и самоидентификация русских в XXI веке  [ВИДЕО]

ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ В  [ВИДЕО]

Разведопрос: Константин Сёмин про образование и многое другое  [ВИДЕО]
Михаил Веллер: Людям свойственна групповая самоидентификация  [ВИДЕО]
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ — САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ♥ Shtukensia  [ВИДЕО]
Что такое Россия Русский народ и Русский дух. What Russia Is, Russian People & Russian Spirit  [ВИДЕО]
ПЕРЕДАЧА "СОЛНЫШКО РОССИИ". ВЫПУСК 8: Православие в русской жизни  [ВИДЕО]
Россия Русские. Фото до 1917 года Ольга Ковалёва Да летели гуси лебеди Russian people Ethnography  [ВИДЕО]
Справедливость и самоидентификация  [ВИДЕО]
Согласие на обработку персональных данных. Глобализация строгого режима (часть 2)  [ВИДЕО]
О биометрических оковах. Глобализация строгого режима (часть 1)  [ВИДЕО]
лекции  [ВИДЕО]

Все материалы в разделе "Религия и мифология"