Смекни!
smekni.com

Деструктивные религиозные организации в России (стр. 2 из 3)

«Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «»Церковь саентологии», «Южный крест» (Московская церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра» и т.п.

В настоящее время большинство специалистов по религиям не ставят прямой вопрос о классификаторах, а излагают сведения о различных вероучениях и религиях в каком-либо ими выбранном порядке, иногда просто применяя алфавитный принцип упорядочивания. Однако и здесь сложились определенные традиции, тяготеющие к специфике вероучений. Например, православные специалисты по религиям обычно вначале описывают католицизм, затем протестантские конфессии и отколовшиеся от них культы. Заканчивают же изложением особенностей наиболее деструктивных эклектических вероучений вплоть до сатанистов и явно демонических культов. Много внимания уделяется оккультно-мистическим течениям.

И это не случайно. Анализ ситуации по распространению оккультно-магических форм верований в духовной жизни России позволяет сделать вывод о том, что в России, где доминируют традиционные религии, динамично насаждаются оккультизм и неоязычество.

Мы располагаем данными социологического исследования, проведенного в марте 1997 года Центром социологических исследований МГУ им. Ломоносова по теме «Молодежь России», где нас заинтересовали следующие результаты, касающиеся отношения молодых людей к религии: вера в колдовство характерна для 49% 17-летних; 47% 24-летних и 45% людей в возрасте 31 года. Причем, девушек, верящих в колдовство, в 1,5-2 раза больше, чем юношей, то есть в магию, колдовство верят почти 2/3 девушек и 1/3 юношей. В астрологию верят 49% 17-летних, 35-32% 24 и 31-летних. Девушек 17 лет, верящих в гороскопы, в 1,5 раза больше по сравнению со взрослыми девушками и женщинами. Мужчин, верящих в астрологию, в 1,5 раза меньше, чем женщин. Исследователи пришли к заключению, что именно оккультно-мистические представления в немалой степени занимают умы молодого поколения.

В связи с развитием информационных технологий некоторые специалисты в области религиоведения и правового регулирования государственно-религиозных отношений начали выпускать компьютерные справочники и энциклопедии по религиозным объединениям, действующим на территории Российской Федерации. При этом зачастую разрабатываются особые системы классификации, удобные для компьютерного поиска по различным признакам.

Один из таких классификаторов использован в компьютерной энциклопедии «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера», подготовленный И.В. Куликовым в Институте государственно-конфессиональных отношений и права.

В качестве образца зарубежных классификаций деструктивных культов можно привести список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Национальной ассамблеи Франции, могут угрожать обществу по состоянию на 2000 год. Отбор кандидатов в список осуществлялся экспертами по десяти качественным критериям, учитывающим наличие деструктивных признаков:

– дестабилизация сознания;

– непомерные финансовые притязания (поборы);

– навязывание разрыва с прежним окружением;

– покушение на физическое здоровье;

– вербовка детей;

– антиобщественные высказывания;

– нарушения общественного порядка;

– привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям;

– нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);

– попытка проникновения во властные структуры.

Если хотя бы один из этих признаков имел место, то религиозное объединение считалось сектой.

С нашей точки зрения, в дополнение аргументов обоснования реальных угроз в религиозной сфере, нам следует обратиться к содержанию рекомендации № 1178 по сектам и новым религиозным движениям, текст которой принят Парламентской Ассамблеей Совета Европы 5 февраля 1992 года:

1. Ассамблея обеспокоена существующими проблемами, связанными с деятельностью сект и новых религиозных движений.

2. Необходимо действовать тем различным ассоциациям и семьям, которые считают, что им нанесен вред деятельностью сект.

3. Учтено приглашение, которое получил Совет Европы от Европарламента в докладе КОТРЕЛЬ для рассмотрения этой проблемы.

4. Обратилась ко всем сторонам обозначить методы работы и какие встречаются юридические проблемы.

5. Считает, что свобода совести и вероисповедания, гарантированная статьей 9 Европейской конвенции по правам человека, делает основное законодательство по сектам нежелательным, до тех пор пока данное законодательство создает помехи основополагающим правам и наносит вред традиционным религиям.

6. Считает, однако, что образовательные, также как и законодательные и другие меры, должны применяться для решения проблем, возникающих при деятельности сект и новых религиозных движений.

7. С этой целью Ассамблея рекомендует, чтобы Комитет Министров созвал всех членов-государств Совета Европы для одобрения следующих мер:

1) основная образовательная программа должна включать в себя объективную, насыщенную фактами информацию, касающуюся установившихся религий и их основных вариантов, принципов сравниваемых религий, а также этических, личных и общественных прав;

2) вспомогательная информация аналогичной природы, в частности, сущность и деятельность сект и новых религиозных движений, должна широко распространяться среди широких слоев населения. независимые эксперты должны собирать подобную информацию и распространять ее;

3) рассматривать в соответствии с законодательством, если оно до сих пор еще не существует, что гарантирует корпоративный статус всем сектам и новым религиозным движениям, которые уже зарегистрированы вместе со всеми филиалами;

4) чтобы защитить несовершеннолетних детей от похищения и вывоза за границу, государства-члены, которые еще этого не сделали, должны ратифицировать Европейскую конвенцию по признанию и внедрению решений, касающихся Охраны детей и Укрепления охраны детства (1980), и принять законодательство, позволяющее воплотить их в жизнь;

5) существующее законодательство, касающееся охраны детей, должно применяться более строго. Кроме того, те, кто принадлежит к секте, должны знать, что у них есть право ее покинуть;

6) лица, работающие на секту, должны быть зарегистрированы в отделе социального обеспечения и им должна быть гарантирована социальная защита, также социальная защита должна быть обеспечена тем, кто решил покинуть секту.

Справедливости ради, следует заметить, что в рекомендации Совета Европы нет такого понятия, как деструктивная религиозная организация, которое используем мы. Тогда, что же такое секты, встревожившие все позитивные силы мира? Деструктивные секты есть разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоничному состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны традиционным созидательным вероучениям, хотя зачастую и имеют некоторое поверхностное внешнее сходство. Понятие «секта» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной правовой практике встречается достаточно часто для того, чтобы считаться устоявшимся юридическим термином.

Понятие «деструктивная религиозная организация» пока никак нельзя считать устоявшимся термином даже в российской правовой практике. Тем не менее в Постановлении Государственной Думы от 15 декабря 1996 года, на которое мы ссылались выше, сказано: «Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов, а адептов новых деструктивных религиозных организаций – более всего авторитет «учителя». Отсюда некоторая организационная рыхлость мировых религий и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность деструктивных религиозных организаций, их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все его свободные связи с миром…

Многие деструктивные религиозные организации, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства»…

В аналитическом справочнике «Религиозная безопасность России: термины и определения», изданном в 1997 году в Белгороде, встречаем несколько определений «деструктивная религиозная организация». Осмысливая каждое из них, мы находим собственное содержание исследуемого понятия, а именно:

Деструктивная религиозная организация – это жесткая иерархическая структура, представляющая собой угрозу основополагающим правам и интересам личности, общества и государства, а также противоправные деяния членов этой организации, совершающиеся по религиозным мотивам.

Общие черты действующих в России деструктивных культов:

1. Претензии на «харизматическое» лидерство.

2. Претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям.

3. Внешняя благопристойность: все культовые новообразования официально провозглашают только самые добрые цели.

4. Эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации.