Смекни!
smekni.com

Русские святители и подвижники XIV-XVI вв. (стр. 3 из 4)

Преподобный Герман, уроженец города Тотьмы, всю жизнь был верным спутником и помощником святых Савватия и Зосимы. Покидая острова только по монастырским нуждам, он провел на Соловках около 50 лет. Прожив после кончины Зосимы еще несколько месяцев, он успел продиктовать все, что помнил о своих великих товарищах. Записки, сделанные с его слов, легли в основание Жития святых Зосимы и Савватия, самый ранний сохранившийся вариант которого был создан в 1503 г. Преподобный Герман скончался в 1479 г. во время поездки в Новгород. Позже его останки были перенесены на Соловки.

Общецерковная канонизация преподобных Зосимы и Савватия состоялась в 1547 г. В 1692 г. произошло местное прославление преподобного Германа. С 1992 г. его память стала отмечаться наравне с памятью Зосимы и Савватия. До 1922 г. мощи преподобных находились в Соловецком монастыре, затем были вывезены на материк. В 1992 г. состоялось торжественное перенесение мощей назад — в стены восстановленной обители. Дни памяти: 8 (21) августа, а также 9 (22) августа — в составе Собора Соловецких святых. Кроме того, установлены отдельные празднования: Савватию — 27 сентября (10 октября), Зосиме — 17 (30) апреля, Герману — 30 июля (12 августа).

И еще одна обитель, возникшая в XV столетии сыграла большую роль в истории русской духовности — Рождественский Боровский Пафнутьев монастырь. Основателем и первым игуменом этого монастыря был преподобный Пафнутий Боровский (в миру — Парфений) (1394–1477). Он был внуком татарина-баскака, осевшего в г. Боровске и принявшего крещение под именем Мартина. Родился будущий святой в своем наследственном селе Кудинове в четырех верстах от Боровска. В возрасте двадцати лет принял иноческий постриг под именем Пафнутий в Покровском Высоцком монастыре близ Боровска. В 1431 г. братия избрала его игуменом монастыря. Возглавлял монастырь тринадцать лет, затем сильно заболел, во время болезни принял схиму. По выздоровлении, в 1444 г., он отказывается от игуменства, покидает обитель и вместе с одним иноком поселяется в новом месте, в трех верстах от Боровска. К нему переселяются иноки из Высоцкого монастыря, строятся кельи, а затем церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Так и возник новый монастырь.

Монастырь не отличался чрезмерной аскетической суровостью, но Пафнутий требовал от иноков строгого соблюдения устава. Внешность игумена была не слишком выразительной: сгорбленный и малорослый, с большой седой бородой, в плохой одежде. Но он обладал поразительным даром воздействия на любого, с кем ему приходилось общаться. Старец обладал и способностью по лицу человека узнавать скрытые желания и помыслы. Своим ученикам и духовным детям он внушал благоговейный страх. Князь Юрий Дмитровский рассказывал, что когда он шел на исповедь к Пафнутию, то у него от трепета подгибались колени. Пафнутий Боровский и его монастырь вызывали исключительное уважение у правителей Руси. Покровителем Боровского монастыря был сам великий князь Иван III.

Учениками Пафнутия Боровского были многие выдающиеся русские церковные деятели, в том числе Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан Санин, архимандрит Ростовский.

Боровский игумен за неделю до кончины предсказал свою смерть. Проститься с Пафнутием явились посланцы от князей и митрополита. Но он никого не принял и сказал: "Уже ничего не хочу от мира сего: и почестей не желаю, и ничто не страшит меня в мире этом".

Местное почитание Пафнутия Боровского было установлено в 1531 г. Его особо почитали в великокняжеской семье, он стал как бы фамильным святым московских князей. Будущий царь Иван Грозный считался рожденным по молитвам святого Пафнутия. В 1547 г. было установлено его общецерковное почитание. День памяти: 1 (14) мая.

В XIV–XV вв. свою святительскую деятельность осуществляли и московские митрополиты, прославленные позднее Русской Православной Церковью.

Митрополит Киевский и всея Руси Киприан (ок. 1340–1406) возглавлял Русскую Церковь в 1381–1382 и 1390–1406 гг. Он был болгарином, родом из г. Тырнова. Принадлежал к богатой семье. Рано принял монашество и около десяти лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. константинопольский патриарх поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию литовского князя Ольгерда. Но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378 г. и Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архимандрита Михаила (Митяя). В 1378 г. Киприана, попытавшегося занять кафедру, арестовали, а затем выставили за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь. В 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. В 1382 г. во время нашествия Тохтамыша он не пошел с князем в Коломну и не остался в Москве, а бежал в Тверь. Это навлекло гнев Дмитрия, и Киприана опять выслали из Москвы. До смерти Дмитрия Ивановича Киприан жил в Киеве и в Константинополе.

Киприан смог вернуться в Москву после смерти Дмитрия Ивановича в 1390 г. 26 августа 1395 г. во время приближения к Москве Тамерлана (Тимура) по инициативе Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. После ухода на месте ее встречи основаны церковь и Сретенский монастырь. После смерти похоронен в Успенском соборе. Канонизирован Русской Православной Церковью. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября.

Киприану наследовал святитель Фотий (ок. 1370–1431) — митрополит Киевский и всея Руси в 1408–1431 гг. По происхождению он был греком, уроженцем Монемвасии. С юных лет принял монашеский постриг. В 1408 г. в Константинополе Фотий был возведен в митрополиты Киевские и всея Руси. В 1410 г. прибыл в Москву. Под церковной властью Фотия находилась единая митрополия, но разорванная политическими границами между Московским и Великим Литовским княжествами. Литовский князь Витовт стремился к созданию собственной митрополии. Фотия не всегда пускали в Литву, в 1415 г. литовские епископы избрали своим митрополитом Григория Цамблака. Только после смерти Григория Цамблака в 1430 г. Фотию удалось восстановить единство митрополии.

В 1425–1431 гг. Фотий поддерживал малолетнего великого князя Василия II в борьбе с князем Юрием Звенигородским за московский престол, способствовал заключению перемирия между князьями. В духовной сфере, святитель боролся с объявившейся в Новгороде ересью "стригольников". Похоронен в Успенском соборе. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 2 (15) июля.

Святитель Иона (до 1400–1461) родился в Костромских землях, вблизи от города Солигалича. Год рождения, как и мирское имя святителя история для нас не сохранила. Житие Ионы сообщает, что отцом его был благочестивый муж Феодор, по прозвищу Одноуш. С детства будущий русский митрополит решил посвятить себя Богу, и уже в двенадцатилетнем возрасте ушел в один из монастырей в Галичской земле. Достигнув положенного возраста, он принял монашеский постриг под именем Ионы и вскоре перешел в московский Симонов монастырь. Там он смиренно исполнял монашеское послушание, постился и молился, тщательно изучал Священное Писание. За это он снискал себе любовь и уважение других иноков.

Однажды в Симонову обитель приехал тогдашний русский митрополит Фотий. Как сообщает предание, митрополит Фотий зашел в пекарню и увидел инока Иону, который заснул, устав от прилежного труда и постоянной молитвы. Рука же спящего Ионы как будто благословляла всех входящих. Митрополит Фотий очень удивился этому, но не разрешил будить монаха, а сказал, пророчествуя: "Знайте же, что этот инок Иона будет великим святителем в русских землях и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением и в разум истинный приведет. И сему царствующему граду Москве и прочим многим городам будет он истинный пастырь и святитель".

Вскоре инока Иону возвели в сан епископа Рязанского и Муромского. Произошло это до 1431 г. Исполняя свой пастырский долг, епископ Иона многих язычников просветил христианским учением и крестил в православную веру...

В это время, в середине XV в., Московское великое княжество оказалось в сложной ситуации. В 1425 г. умер великий князь московский Василий Дмитриевич, сын князя Дмитрия Донского. И сразу же разразилась война между московским князем Василием II Васильевичем и галицко-звенигородскими князьями Юрием Дмитриевичем, Василием Юрьевичем Косым, Дмитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский престол.

Но мало того, что единое тело Московского великого княжества раздирали усобицы, так еще в эти годы начались раздоры в Церкви. В 1431 г. умер митрополит Фотий. В 1433 г. было решено возвести на митрополичий стол рязанского епископа Иону. Святитель Иона уже собирался отправиться в Константинополь, чтобы там его утвердили в сане митрополита, но в Константинополе решили иначе. Без совета с русскими епископами и князьями, константинопольский патриарх назначил русским митрополитом некого грека Исидора.

Дело было в том, что в это время константинопольский патриарх и византийский император вели переговоры с римским папой об объединении Церквей — унии. Исидор был ревностным сторонником унии Православной и Римско-католической Церквей. А вот как бы повел себя выходец из Руси — было неизвестно.

2 апреля 1437 г. новый митрополит прибыл в Москву. Но уже в сентябре 1437 г. Исидор выехал из Москвы в Италию для участия в Ферраро-Флорентийском церковном соборе. Именно на этом соборе, который продолжался несколько лет, в 1439 г. и была заключена уния между греческой и римско-католической Церквами, получившая название Флорентийской унии. Греческое духовенство и византийский император Иоанн VII Палеолог согласились на унию в надежде получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок. Римско-католическая Церковь стремилась посредством унии подчинить себе Православную Церковь и православные страны.

По условиям унии Православная Церковь принимала католическую догматику. При этом сохранялась православная обрядность, греческий язык при богослужениях, разрешались браки для "белых" священников, причащение всех верующих, как духовенства, так и мирян, хлебом и вином.