Смекни!
smekni.com

Религия, тоталитаризм и атеизм в эпоху международного терроризма (стр. 2 из 3)

Верующий и знающий

В понятие «верующий» заложено главное и поистине подлое условие: верить без понимания, сомнений и колебаний. Сомневающийся не может быть верующим, и он не готов, как солдат, принести себя в жертву по одному приказу.

У верующего, какое бы положение в обществе он ни занимал, должно быть ощущение собственной ничтожности и приниженности перед лицом высшей и неумолимой силы. Он должен быть убеждён и в обречённости любого человеческого начинания, хотя религия и вынуждена признавать свободу воли, понимая, что отрицание этой свободы сделало бы человека не ответственным за собственные дела перед тою же церковью (за её материальную поддержку в том числе). В любом случае сознание наличия высшей воли, силы, власти и судьи в последней инстанции, стоящими над человеком и выражаемыми церковниками, у верующего должно быть абсолютным. Поэтому-то и налагается запрет на критическое переосмысление устойчивых понятий, традиций и обычаев, при трезвом рассмотрении оказывающихся набором нелепостей, предрассудков и бессмысленных ритуалов. Эти требования, традиции и обычаи — прекрасный инструмент для манипулирования сознанием верующей массы. Той же цели служит и требование безусловного подчинения этой высшей силе, точнее, её земным толкователям. В пресловутых десяти заповедях требования любви, почитания и подчинения богу являются главным и решающим условием добродетельности. Жить нормально в таких «армейских» условиях невозможно, поэтому человек непрерывно «грешит» («бегает в самоволку»), а церковь, чтобы не потерять влияние и материальную поддержку, вынуждена эти грехи «отпускать». В средневековой Европе церковь даже продавала индульгенции, заранее позволявшие человеку согрешить! Законы конкуренции вынуждают религию бороться за верующую массу (за потребителей её товара). Отсюда войны и ожесточённые стычки, непрерывная вражда и споры между представителями разных конфессий. Отсюда фанатизм, «шахиды», готовые превратить себя и окружающих неверных в разорванные на куски тела. Религиозный фанатизм становится идеологией самоубийц, захватывающих пассажирские самолеты и направляющих их на символы мощи и процветания «неверных» — высотные здания Торгового центра в Нью-Йорке, Пентагона, Белого дома, на многоэтажные жилые дома в Москве и других городах, уничтожая сотни и тысячи людей, подталкивая человечество к третьей мировой войне, на сей раз — войне с терроризмом. Эту войну невозможно выиграть, если ограничиваться чисто военными методами и призывами к религиозно-национальной терпимости и не вести жёсткую критику религиозного стиля мышления, если не бороться за отмену религиозного обучения и воспитания детей и не защищать принципы научного образования и рационально-критического мышления.

Без преувеличения можно сказать, что вера превращает человека в примитивное, дрессированное и зависимое существо, в средство реализации амбиций корыстных и нередко невежественных властолюбцев. В этом и цель любой тоталитарной идеологии. Не случайно сомневающихся, а тем более задающих «провокационные» вопросы, отлучали или уничтожали в первую очередь.

Антиподом человека религиозного, т. е. верующего, является человек с атеистическим мировосприятием, т. е. знающий. Философия знающего основана на понимании способности каждого отдельного человека и человечества в целом перейти из фазы шизофренического раздвоения между мифом и знанием в фазу целенаправленного — разумного и человечного — развития мировой цивилизации. Ценностной основой такого развития служит уважение к человеку, к его возможности стать личностью мыслящей, ищущей и творческой. Психология знающего — психология свободного человека, действительно уважающего свободу других людей. В основе этого уважения лежит личная ответственность каждого за свою судьбу, за последствия принятых решений и совершаемых поступков. Такая ответственность является самой надёжной предпосылкой гуманного и милосердного отношения к беспомощным или нуждающимся в поддержке.

Атеист, т. е. знающий, отвергает право кого бы то ни было накладывать запрет на знание и сомнение. Он не перестраивает и не разрушает религиозные храмы и святыни, полагая, что архитектурные памятники, свидетельства старины и недавнего прошлого, так же важны, как и любые исторические документы. Быть знающим означает и понимание глубокой лживости теорий о неисправимой порочности человеческой природы.

Не существует ни изначальной порочности, ни изначальной добродетельности индивида. Он превращается в разумное существо только в человеческом окружении, а не благодаря какой-нибудь сверхъестественной высшей или низшей силе. Человек становится тем, кем его сначала делают (формируют) в основном окружающие люди и среда, а потом — если в нём не были вытоптаны начала свободы и достоинства — тем, каким он хочет или не хочет быть.

С развитием разума появилась уникальная возможность научного познания природы и самопостижения, возник рукотворный мир культуры и современной цивилизации — безграничное богатство возможностей для самореализации. Только разум и знания, а не религиозный догматизм, могут обеспечить человечность взаимоотношений, разумное использование ресурсов, накопленных человечеством в гуманитарной и материальной сферах.

Атеизм против светского и религиозного тоталитаризма

Существует устойчивое убеждение в том, что тоталитарный режим может быть атеистическим. На самом деле религиозность и тоталитаризм — практически одно и то же. Самый наглядный пример — бывший СССР.

Казалось бы, в СССР преследовали, притесняли, ограничивали все традиционные и нетрадиционные религии, подавляли верующих, репрессировали религиозных деятелей, конфисковывали церковные ценности, разрушали храмы. Да и сами идеологи коммунистической диктатуры называли себя борцами с религиозным дурманом и атеистами. На деле шла спекуляция на лозунге борьбы с религией. Именно спекуляция, поскольку утопические идеи коммунистов, в том числе их оценку роли религии, не надо путать с практикой большевиков. Большевики развязали в СССР беспощадный террор, погибли миллионы невинных людей, страна оказалась экономически несостоятельной. Они не смогли ни адекватно понять, ни тем более рационально воплотить на практике марксистскую теорию, идеи коммунизма. Они оказались в роли, аналогичной той, которую исполнили террористы, захватившие современные авиалайнеры с самой совершенной навигационной аппаратурой, но использовавшие их в качестве высокоточных бомб. Фактически большевики не отказались от религиозной идеологии, а, в соответствии с законами борьбы за власть, лишь поменяли одних идолов на других. Иного просто нельзя было ожидать, так как тоталитарная идеология — это разновидность религиозной идеологии. Справедливо и обратное, так как и психологически, и практически они суть близнецы.

Советские идеологи называли СССР и государством рабочих и крестьян, и строем самой передовой демократии, и страной всеобщего равенства, братства и гуманизма... В том же ряду стоят и их громогласные декларации о научном атеизме. Но это была сплошная демагогия и лицемерие. После развала СССР церковники, желая укрепить свои позиции, объяснили бесчеловечность режима, его поражение и катастрофические последствия тем, что коммунисты «забыли Бога». Однако у них был, как видим, свой «бог».

«Безбожным» принято считать и гитлеровский режим, шокировавший весь христианский мир идеей, что Гитлер — новый мессия, посланный на Землю, чтобы спасти мир от евреев, что Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, декларацией «или у нас будет германский Бог, или не будет никакого», и т. д. Эклектика только усиливала непоследовательность и невежество диктатуры. Гитлер закрыл протестантские церковные школы, конфисковал церковную собственность, были арестованы многие пасторы и богословы. Во многом похожая судьба постигла и католиков. Однако на пряжках солдат вермахта были выдавлены слова «С нами Бог».

Как один, так и другой тоталитарный режимы боролись за замену в сознании людей традиционного бога на бога-диктатора, наделив его божественным авторитетом и божественной властью. Каждый из режимов создал своё вероучение, ввёл свои священные книги, с жестокостью преследовал вероотступников. Кстати, оба режима резко ослабили давление на традиционные конфессии с началом Второй мировой войны, сделав это из политических соображений. Различие в деталях не имеет значения.

Что касается преследования религиозных деятелей, то такими преследованиями пересыщена история народов, и никто никогда не говорил об атеизме преследователей! Но почему бы, в самом деле, не называть «атеистическими» все режимы, практикующие преследования по религиозному признаку? Почему не назвать «атеистами» участников крестовых походов, с первобытной жестокостью расправлявшихся с представителями других религий и разрушавших их храмы? Или римскую католическую церковь — за преследование протестантов, всех заподозренных в ереси и т. д.?

Продолжая традицию, вожаки сегодняшней России заигрывают с церковью, посещая торжественные богослужения, отбивая в нужные моменты поклоны и приглашая попов разных рангов на приёмы и заседания государственных органов. По телевидению показывают крестящегося и целующего иконы президента страны (бывшего полковника КГБ!).

Сообщается, что многие миллионы долларов вколочены в церкви — учреждения для промывания мозгов! И это при голодающих стариках и детях, отсутствии доступных лекарств, хронической невыплате зарплаты, безработице, отсутствии достойного финансирования науки, эффективного и современного производства и т. д. Всё это не мешает новым религиозным идеологам утверждать, что кошмары советской и постсоветской России являются результатом отхода от религиозных ценностей. Причём под истинными (официально стыдливо сказано — «традиционными») религиями почему-то предлагается понимать только четыре: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Атеизм же уравнивается с нигилизмом и отождествляется с практикой воинствующих безбожников-большевиков.