Смекни!
smekni.com

Начало христианства в Армении (стр. 3 из 5)

После должного погребения тел Григорий начал поучать мучителей, чтобы они отвратились от идолов и уверовали во Единородного Бога и Сына Его Иисуса Христа. Надеясь на Его милость и благодать. Святой Григорий возвестил им, что Господь Бог сохранил его живым во рве, где часто посещал его ангел Божий, чтобы он имел возможность привести их от тьмы идолопоклонства к свету благочестия; так, святой наставлял их вере во Христа, возлагая на них покаяние.

Увидев их смирение. Святой повелел им устроить большую церковь, что они и исполнили в непродолжительное время. В эту церковь святой Григорий внёс с большим почётом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу там собираться и молиться. Затем, он привёл царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это. Как ему был возвращён человеческий образ. А от бесновавшихся воевод и воинов были отогнаны лукавые духи. Вскоре вся Армения обратилась ко Христу, народ разрушал идольские капища и, вместо них, сооружал церкви Богу. Царь же пред всеми открыто исповедал свои грехи и свою жестокость, возвещая казнь Божию и благодать, на нём явленные. После этого он сделался руководителем и начинателем всякого доброго дела. От отослал святого Григория в Кесарию Каппадакийскую к архиепископу Леонтию для того, чтобы тот рукоположил его во епископы. Возвращаясь из Кесарии после рукоположения, святой Григорий захватил с собой оттуда многих пресвитеров, которых нашёл наиболее достойными. Он крестил царя и весь народ (301 г. по Р. Хр.). Сердце Тиридата до того подвиглось ревностью к принятой им вере, что он обнародовал указ, повелевавший всем принимать христианство, и покорные подданные тысячами спешили на берега Евфрата, где святой Григорий со множеством приведенных им из Кесарии пресвитеров в продолжение семи дней просветил проповедью и крещением до четырех миллионов язычников. Таким образом, святой Григорий привёл к исповеданию истинного Бога бесчисленное множество народа, созидая храмы Божии и принося в них бескровную жертву.

Переходя из города в город, он рукополагал священников, устроял школы и ставил в них учителей, — словом делал всё, что относилось к пользе и потребностям церковным и было необходимо для служения Богу; царь же раздавал церквам богатые имения. Святой Григорий обратил ко Христу не только армян, но и жителей других стран, например, персов, ассириян и мидян. Он устроил множество монастырей, в которых с успехом процветало дело евангельской проповеди. [8,664-665 с.]

Таким было вступление святого Григория Просветителя в тридцатилетние управление Армянской Церковью, в продолжении которого поставил в ней около четырехсот епископов. Охраняя её чистоту от учения ересиархов: Ария, Македония, Аполлинария, он сделал некоторые добавления в текстах Символа Веры, сохранившиеся в Армянской Церкви и доныне. Смерть застигла святого Григория на горе Сепух, избранной им для уединения (330-335 г. г. по Р. Хр.). Тело его, случайно найденное пастухами, не было сначала узнано, и только потом перенесено в монастырь близ деревни Тердан. Здесь святые мощи Просветителя покоились до времени греческого императора Зенона, который перенёс его главу в Италию, часть мощей осталась в Константинополе, — правая же рука, сохраняемая в Эчмиадзине, возлагается на голову каждого нового епископа во время совершения над ним обряда рукоположения.

Оба сына святого Григория были поставлены в епископы своим отцом и по приказанию отца Аристакес (Аростан) присутствовал в 325 г. по Р. Хр. на Соборе в Никее.

Не смотря, однако, на большое тогда распространение христианства, гонения против него не совсем затихли, и а армянском городе Никополе было пятьдесят случаев мученической смерти христиан за веру.

По смерти святого Григория Просветителя, Армянской Церковью управлял семь лет его младший сын Аристакес, а после него – Вертанес (Орфан). Подобно отцу и брату, он сохранял чистоту веры от всяких заблуждений и в сомнительных случаях списывался с Церковью Греческой. Даже о внешнем порядке богослужения он просил наставлений у иерусалимского патриарха Макария. После Вартанеса верховное управление перешло к эчмиадзинскому архиепископу Нарсесу I Мец (Великий) и впервые с титулом патриарха и католикоса всех армян. Собор им собранный в Вагаршапате определил независимость армянского католикоса от духовной кафедры в Кесарии.

Первый армянский католикос управлял Армянской Церковью тридцать четыре года, и приемником его сделался Исаак, фактически нарушивший обычай обращения за грамотою на епископство в Кесарию. После патриархов Завена и Асбуракеса следовал Исаак Мец, проверивший по греческим текстам армянскую литургию, установившуюся по переводам святого Григория. Помощником Исаака Великого был архимандрит Месроп. [12,106-107 с.]

После такого прекрасного начала, какой бы счастливой будущности нельзя было ожидать для Церкви Армянской! Между тем, вышло совсем иначе. Со смертью святого Григория, в память которого она доселе называется григорианскою, и особенно по кончине Тиридата (ок. 340 г. по Р. Хр.) начался для этой Церкви, вместе со страною, непрерывный ряд бедствий. Еще около полстолетия (до 387 г. по Р. Хр.) Армения сохраняла свою самостоятельность и управлялась своими государями. Но и в это время чего уже не потерпела она от соискателей престола и междоусобий, последовавших вдруг по смерти Тиридата, еще более от некоторых царей своих, тиранов, какими явили себя Аршак III (с 363 г. по Р. Хр.) и Пап (с 381 г. по Р. Хр.), не щадившие никого и ничего для удовлетворения своим страстям, а всего более от соседей своих, греков и персов, посреди которых, как посреди двух огней, она находилась! Каждый раз, как только цари Армении преклонялись для выгод своих на сторону какого-либо одного из этих народов, враждовавших между собою, войска другого немедленно спешили опустошать ее области; при каждом столкновении самих греков и персов она становилась жалким поприщем их кровавых действий. Но греки, как христиане, в подобных случаях, по крайней мере, щадили веру несчастного народа. Совсем не так поступали персы: главною их мыслию всегда было одно — возвратить армян к их древнему огнепоклонству и принудить к принятию религии Ормузда. Эдикт персидского царя Сапора II (в 340 г. по Р. Хр.), послуживший началом страшного двадцатилетнего гонения на христиан за исповедание Евангелия, не раз проникал со всею своею силою и в Армению. Тогда книги христианские были сжигаемы в ней; в ее училищах запрещалось преподавание наук на языке греческом и армянском; персидские маги странствовали по всем ее областям с проповедью иной веры, отвлекая народ обещаниями и угрозами от веры христианской, всего же страшнее действовал тогда меч: тысячи тысяч уже умерли за веру, а гонение было еще в начале — гласит одно современное сказание. И некому было позаботиться о слабом, угнетенном царстве. Из царей, управлявших им в то время, явился было один добрый, мудрый и храбрый Вараздат (384 г. по Р. Хр.), который хотел сколько-нибудь уврачевать раны отчизны, но его царствование продолжалось только два года. Первосвятители Церкви делали со своей стороны все что могли, нередко жертвуя жизнью для своей паствы. Более всех из них достоин признательной памяти патриарх Нерсес I, которого соотечественники по всей справедливости назвали Великим. Неоднократно он один спасал от гибели свое отечество и Церковь. Он-то прекратил междоусобие, возбужденное по смерти Тиридата незаконными соискателями престола, упросивши греческого императора Константина возвести на сей престол законного его наследника, сына Тиридатова Хозроя; он примирил потом своим личным ходатайством в Византии недостойного царя своего Аршака III с императором греческим Валентинианом, когда войска последнего вступили уже в Армению для ее опустошения; примирил того же царя и с его полководцами, которые уже совершенно было против него вооружились. Во дни страшного персидского гонения, свирепствовавшего в Армении, удалившись в столицу греческую, Нерсес Великий умолил здесь императора Феодосия послать армянам вспомогательное войско и даровать им законного царя в лице Папа (381 г. по Р. Хр.), воспитывавшегося тогда в Константинополе. Когда же государь этот сделался бичом для своих подданных, Нерсес не устрашился восстать против него с пастырскими увещаниями и обличениями в защиту утесненного народа, пока не вкусил из рук неблагодарного повелителя своего чашу смерти.

Не прекращались бедствия Армении, равно как Церкви Армянской, и в последние годы самобытного существования этого царства (387-428 г. г. по Р. Хр.), когда, разделенное на две части между персами и греками, оно продолжало еще иметь своих государей, хотя не всегда из своих соплеменников. Почти непрерывные смуты и происки разных партий, несколько раз возобновлявшиеся междоусобия и гонения на христиан волновали несчастную страну и теперь, как прежде. Одно лишь отрадное явление представляет нам в сие время ее история. В царствование кроткого и мудрого Врамшапуха (с 392 г. по Р. Хр.) начался так называемый золотой век просвещения древней Армении, преимущественно духовного. Знаменитый Месроп изобрел (в 406 г.) армянские письмена и был основателем целой школы мыслителей и писателей; до сорока даровитейших юношей посланы были для лучшего образования в Константинополь, Афины, Александрию и по возвращении в отечество приступили под непосредственным надзором самого Месропа и ученейшего католикоса Исаака Великого к переложению на армянский язык Священного Писания по тексту семидесяти толковников, присланному от Греческого патриарха Максимилиана. Вскоре из этих юношей явились замечательные писатели, каковы Моисей Хоренский, Егише, Лазар Парбеци, Корюн и другие, которые красноречиво изложили историю своего отечества и Церкви, оставивши немало и других полезных сочинений.