Смекни!
smekni.com

Принципиальные основы бытия народа Израиля в эпоху Танаха и второго храма (стр. 3 из 4)

Так оформляется политическая позиция саддукеев ["цдуким"]* - аристократической партии священников, поддерживавшей династию Хасмонеев и поощрявшей царей из этого рода в их стремлении уподобиться эллинистическим монархам, правившим соседними державами. Эта линия вызывает сопротивление у мудрецов - фарисеев* [ивр."прушим" буквально означает "святые"], пользовавшихся народной поддержкой. Партия фарисеев откололась от хасидеев* накануне восстания Хасмонеев. Наиболее крайних взглядов придерживалась партия ессеев, порвавших с обществом, которое, по их мнению, погрязло в грехах, и удалившихся в Иудейскую пустыню, чтобы вести там жизнь аскетов. Памятники литературы ессеев, отразившие их напряженную духовную жизнь, не так давно обнаружены в пещерах возле Мертвого Моря.

Конфликт между царями из династии Хасмонеев, придерживавшихся линии саддукеев, и мудрецами - фарисеями, вышедшими из народа, продолжал углубляться. В царствование Александра Янная дело дошло до народного восстания против тирании саддукеев. В то же время продолжал укрепляться авторитет мудрецов - института управления, независимого от официальной власти. По своему происхождению мудрецы принадлежали к разным слоям общества: среди них были священники, [коэны] левиты* [левиим] и исраэлиты* [исраэлим] из всех областей Страны Израиля. Они составляли верховный орган страны - Синедрион* ["Сангедрин" - слово греческого происхождения, означающее "совет", или "собор"]. Его возглавляли двое выборных председателей, т.н. "пара" мудрецов: "наси"("президент") и "ав бейт-дин" ("глава Суда"), которые как бы замещали непопулярного саддукейского первосвященника. Одной из центральных забот Синедриона как центрального органа власти стало сохранение еврейской традиции, уже оформившейся к тому времени в Устной Торе. Институт "Синедриона", или "Сангедрина", под разными названиями, известен со времен Хасмонеев, в течение всей эпохи Второго Храма и до 425 г. н.э. как представительство народа во внутренних и во внешних делах. К нему зачастую обращались, минуя первосвященника, зарубежные государства и евреи стран рассеяния. Синедрион исполнял функции законодательной власти и инспекции в общественных и религиозных вопросах как в Стране Израиля, так и в странах рассеяния. Он занимался составлением календаря, что было очень важным делом - ведь необходимо было вычислить точные даты праздников и новомесячий для всех евреев, и в Стране Израиля, и в рассеянии. Он был верховной судебной инстанцией и отвечал за систему суда и права в Стране Израиля, что не могло не влиять также и на евреев рассеяния. Признание авторитета Синедриона, связанного также с Храмом, как высшего органа всей нации выразилось и в том, что после падения дома Хасмонеев во времена царя Ирода [Гордуса]* во главе Синедриона встают потомки Гиллеля - великого мудреца, род которого восходил к царю Давиду. Гиллель прибыл в Страну Израиля из Вавилонии. Этот факт свидетельствует об усилении влияния евреев рассеяния в эпоху Второго Храма, в чем, несомненно, сыграло свою роль мощное прозелитическое движение. Еврейское население стран рассеяния численно превосходило население Страны Израиля. Только в Египте, согласно Филону Александрийскому*, было около миллиона евреев (см. приложение 2: еврейское население мира в разные эпохи).

Эпоха римского владычества

После смерти царицы Саломеи [Шломцион] жены Александра Янная, началась борьба за власть между ее сыновьями. В междоусобную войну иудейских принцев вмешался римский полководец Помпеи (63 г. до н.э.) и Иудея подпала под власть Рима. После этого все римские наместники, приходившие к власти в Иудее, включая царя Ирода [Гордуса]*, который по рождению был идумеем и правил под покровительством Рима, придерживались одного и того же направления: они стремились усилить греко-сирийские тенденции в политике и культуре, в противовес окрепшему в эпоху Хасмонеев иудаизму.

Римские наместники в Иудее беспощадно эксплуатировали страну. Все они, в особенности те, кто правили страной после кратковременного царствования Агрип-пы [Агриппаса]*, заслужившего симпатии народа и мудрецов, намеренно сеяли анархию и оскорбляли национальные святыни. Известно, например, что под предлогом охраны порядка во время массового паломничества в Иерусалим в период праздников римская армия внесла в святой город на своих штандартах знаки и изображения языческих культов. Хотя римляне сохраняют за созданными народом институтами управления - и прежде всего за Синедрионом - относительную автономию, народ все больше склоняется к крайним течениям в фарисействе, зовущим к восстанию против "империи зла" - Рима и ожидающим скорого прихода Мессии. Одним из многочисленных лжемессий, появлявшихся в эту эпоху, был Иисус из Назарета [Йешу иш-Нацрат], распятый, как и многие другие, римским наместником за подстрекательство к бунту против империи.

В Иудее росло и усиливалось напряжение между "империей зла" и "избранным народом", между грабителями-наместниками и оскорбленными евреями, между проримски настроенными богачами и бедняками, охваченными мессианскими надеждами и фанатическим религиозным пылом. В этой обстановке вспыхивает Великое восстание (66 г. н.э.) - без всякой подготовки, без заранее намеченного плана, без единого руководства. Правительство, организующееся в этот момент в Иерусалиме, представляет собой непрочную коалицию между умеренными саддукеями, возглавляемыми первосвященником Хананом бен Хананом, фарисеями во главе с рабаном Шимоном бен Гамлиэлем из рода Гиллеля и "фанатиками" - зелотами, расколотыми на несколько враждующих группировок на почве идейной непримиримости и личной ненависти. Когда римляне направили против восставших свои армии во главе с Веспасианом и Титом, руководители восстания не смогли организовать ведение военных действий. Римлянам удалось сломить сопротивление повстанцев в укрепленных местах в Галилее, в Заиорданье и в Иудее. Иерусалим оказался в осаде. В городе в это время шла гражданская война, в ходе которой осажденные сожгли запасы продовольствия. Их силы быстро истощались. Несмотря на героизм защитников города, их самоотверженность и пламенную веру в то, что Храм не может быть уничтожен, город был захвачен (70 г. н.э.) а Храм, по приказу Тита, предан огню, чтобы выкорчевать с корнем еврейскую религию. Это намерение прослеживается и в последовавших вслед за тем преследованиях, в ходе которых отчаявшиеся зелоты* прибегли к массовому самоубийству в крепости Масада*. Еврейский суд был запрещен, на еврейскую религию в стране Израиля и в рассеянии обрушились страшные преследования. Ненависть римлян к евреям нашла свое выражение в наложенном на евреев унизительном налоге в две драхмы, лишний раз напоминавшем о постигнувшей их трагедии. Этот налог шел на содержание храма опитера в Риме - вместо описанного в Торе почетного "полушекеля" - налога на Иерусалимский Храм.

Эпоха мишны и талмуда

Потери населения - убитыми и пленными, увезенными в рабство, - ущерб, нанесенный хозяйству, заброшенные необрабатываемые земли - таков был печальный итог Великого восстания. Но все это не привело к растерянности и анархии. Спустя недолгое время мудрецам, наследовавшим традицию фарисеев, удалось восстановить основы общественной жизни - в отсутствие Храма, Иерусалима и Синедриона. (Саддукеи, ессеи и фанатики-зелоты исчезают с исторической арены после разрушения Второго Храма). Раби Йоханан бен Закай, а после него рабан Гамлиэль из рода Гиллеля создают в Явне, городке со смешанным греко-еврейским населением на Иудейской равнине, "Дом Собрания", который становится главным организующим учреждением еврейского народа в Стране Израиля и в странах рассеяния. Храм был разрушен, политическая независимость утрачена. Нужно было заново переосмыслить формы жизни еврейского народа в новых условиях, в отсутствие Храма и политической независимости. Новые законы и установления, которые выносил Сангедрин в Явне, передавались от имени наси* и от имени Сангед-рина и немедленно разносились гонцами во все города и поселения Страны Израиля и во все общины еврейской диаспоры. С течением времени римским властям пришлось де-факто признать роль Сангедрина и наси в управлении народом. В Явне были окончательно отработаны литургические тексты будней и праздников, предназначенные для службы в отсутствие Храма, а также порядок рукоположения мудрецов, которым присваивался титул "рабби". Завершалась работа над системой Галахи*, за основу которой была принята Галаха школы Гиллеля. Это был огромный труд по упорядочиванию и записи Устной Торы, развивавшейся в течение всего периода Второго Храма.

Своебразная национально-религиозная автономия, ставшая основой и централизующим началом в еврейской жизни в Стране Израиля и в диаспоре, окончательно оформилась после того, как центр духовной жизни, в связи с восстаниями времен Траяна* и Адриана* переместился из Иудеи в Галилею. Восстание против Рима под предводительством Шимона бар-Кохбы* (иначе: бар-Косбы) (131 - 135 г. н.э.) было поддержано мудрецом раби Акивой*, который представлял высший духовный авторитет для евреев своего поколения. Восстание, в котором участвовали евреи Страны Израиля и стран рассеяния и даже самаритяне, потрясло всю Римскую империю, но в конце концов было подавлено с невероятной жестокостью. Иудея лежала в развалинах. Римляне переименовали разрушенный и опустошенный Иерусалим в "Элия Капитолина" и запретили евреям селиться в этом городе. Римские власти запрещали изучение и преподавание Торы и исполнение заповедей, ожесточенно преследовали еврейских мудрецов. Немало мудрецов погибло героической и мученической смертью, среди них был и раби Акива. В еврейской традиции они носят название "Десяти мучеников царства".