Смекни!
smekni.com

Сравнение Православного и Протестантского учения о Таинствах (стр. 2 из 2)

3. Покаяние (Исповедь), где человек получает благодать, освобождающую его от духовных болезней – грехов.

4. Евхаристия (Причастие)– Основное Таинство Православной Церкви, посредством которого х

ристианин, вкушает Тело и Кровь Христову, веруя, что "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день"(Ин,6:56)

5. Елеосвящение (Соборование), через которое Церковь врачует телесные немощи членов своих, духовные и телесные.

6. Брак, через который благословляется супружеский союз двух людей, мужчины и женщины, и подается благодать, освящающая их семью и продолжение их рода.

7. Священство– где избранным из среды верующих сообщается духовная власть и право совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Все Эти семь Таинств в совокупности представляют из себя весьма действенную систему, функция которой – служить проводником Благодати от Бога к человеку. Изъятие, искажение или умаление (даже смысловое) хотя бы одного из элементов этой совокупности неизбежно приведет к падению её эффективности, и как следствие, разрушению благодатного покрова над Церковью как обществом спасающихся.

Протестантизм, как я уже сказал выше, изначально строился на принципиально иной сотериологичекой модели, в которой акцент делался на необходимость осознания важности заслуг Искупителя и веры в Него. Отсюда – его специфическое понимание смысла совершаемых священнодействий, которые он унаследовал от Католичества.

Мартин Лютер, основоположник Протестантизма, интерпретировал Таинства не как проводники Божественной Благодати, а только как знаки нашего общения с Христом, как способ поддержания и укрепления веры в искупительные заслуги Христа. Поэтому (а еще и потому, что одним из основных движущих сил Реформации было стремление к освобождению от излишней "обрядности") Лютер подверг их пересмотру, и некоторые исключил, отнеся к простым обрядам, а некоторые оставил, видоизменив их и придав им новый смысл. Он "нашел, что только Крещение и Причащение справедливо могут называться Таинствами, а прочия священнодействия … не имеют такого качества и значения"[7,стр.87]. Первой жертвой лютеровской ревизии пало Таинство Миропомазания, ибо оно, также как и следующее опальное Таинство – Елеосвящение – никоим образом не напоминает людям о заслугах Искупителя. Таинство же Брака продолжало существовать, но уже не как Таинство, а как простой обряд.

Изменился также взгляд и на главное Таинство – Евхаристию: "Евхаристия, по его (Лютера) воззрению, не есть повторение Голгофской жертвы, потому что хлеб и вино не претворяется в Тело и Кровь Христову… но тем не менее Христос пребывает своим телом вместе с видимым хлебом… Таким образом таинство Причащения у него является не только знаком только благодатного общения со Христом, но действительным общением с Ним"[7,стр.89].

Следует отметить, что Лютер, хотя и исключил Исповедь из числа Таинств (поначалу, правда, признав его как Таинство, как продолжающееся действие Крещения, побуждающее веру), однако признавал необходимость тайного, внутреннего покаяния: "Покаяние – это доска, на которой мы должны всплыть и переправиться после того, как разбился корабль, на который мы вступаем, когда в христианство приходим"– процитировал он в своем Большом Катехизисе слова блаженного Иеронима (цит. по: [8,стр.118])

Также Лютер признавал и благодатность Крещения в детстве: "Ежели бы не принимал Бог крещения детей, значит, во все времена до дня сего ни один человек на земле христианином не был… Крещение есть ничто иное как вода и слово Божие, одно при другом. Вера моя не творит крещение, но воспринимает его"(М. Лютер, Большой Катехизис, цит по: [1,стр.77]).

А вот Таинство Священства, как допускающее наличие посредников в общении между Богом и человеком, оказалось у Лютера в особой немилости. По мнению Лютера, "Священство … принадлежит всякому верующему с того момента, как он вступил в царство благодатное"[7,стр.88]. Поэтому, по мнению Православной Церкви, так как лютеране, отвергнув Таинство Священства, разорвали Апостольское преемство, то у них не могут совершаться действительные Таинства, даже те, некоторую благодатность которых они признают.

Малочувствителен к мистике и Таинству был и другой виднейший деятель Реформации – Жан Кальвин: "Все, что не поучает, должно быть отброшено, хотя бы в нем ничего плохого и не было"(см: [1,стр.45]).

Дальнейшее развитие Протестантизма вело к дальнейшей редукции Таинств до уровня простых обрядов. Так, например, баптисты рассматривают Крещение как особый ритуал, посредством которого человек дает "обещание Богу доброй совести"(1Петр,3:21), т.е. особым образом свидетельствует о своей вере. Также ими не признается Таинством Евхаристия: " Обрядом можно назвать внешний ритуал, установленный Христом для того, чтобы он совершался в Церкви как видимое знамение спасительной истины христианской веры. Ни в крещении, ни в Вечери Господней не наблюдается особых проявлений благодати"– пишет баптистский богослов Г. К. Тиссен (см: [1,стр.129]).

А вот что говорит лидер одного из харизматических движений Ульф Экман: "Всякий путь к самовозвеличиванию человека за "самоспасение" закрыт! Никакого сотрудничества, при котором можно было бы считать, что Бог сделал часть, а человек другую часть… Никакие религиозные, идеологические, политические или философские идеиили дела не приведут к Богу. Никакие ритуалы, церемонии, суеверия, посты, благотворительность, так называемые "добрые дела" или религиозное благочестие не приблизят тебя к Нему"(цит. по: [1,стр.56]).

Но это означает, что в деле спасения от человека не требуется вообще ничего– ни дел, ни обрядов (о Таинствах промолчу), даже вера с этой точки зрения кажется чем-то не таким уж важным. И это не есть некая внутрипротестантская ересь, это – вполне закономерный вывод протестантского вероучения, отвергающего какое бы то ни было сотериологическое сотрудничество Бога и человека (а в Православии способом именно такого сотрудничества и являются Таинства).

Итак, Протестантизм, в угоду своей догматике, отверг Таинства, тем самым разорвав ту благодатную связь, которая соединяла человека с Богом, считая её ненужной. Сама догматика от этого не пострадала. А люди?

А люди… многие довольны – "Во как здорово! Будем жить, как хотим, делать то, что больше нравиться, а если и согрешим – ну так за все уже уплачено!" Недаром ведь не язычество (индуизм, синтоизм и др.), и не атеизм (коммунизм, буддизм), а именно Протестантизм стал колыбелью гедонистической цивилизации, материальными благами которой мы не можем не восхищаться, но которая боится (да и не способна) заглянуть в Вечность.

Но, по выражению Тертуллиана, душа по природе своей христианка, и она хочет, как сказал еще в начале века будущий Патриарх, архиепископ Сергий (Старогородский) "не только числитьсяв Царстве Божием, но и действительножитьв нем".

Но и не это главное. В отличие от Протестантизма Православие, пронеся через века не только истинную христианскую веру, но и благодатную связь с Богом, является действенной силой, способной противостоять возрождению язычества и оккультизма. И это наследие необходимо сохранить именно сейчас. И нам, православным, следует помнить, "что протестантизация Православия ведет в тупик, потому что делает нас безоружными перед возрожденным язычеством… Хватит баловаться морализаторством и в обрядах видеть только символы, а в богослужении – проповедь… Пока мы доказывали, что наши обряды не магия, пришла действительно магия. И защищаться от неё нужно не словом, а благодатью".

Эти слова принадлежат известному богослову, диакону Андрею Кураеву. Мне к этому добавить нечего.

Список литературы

1. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997 год

2. Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курс лекций. ПСТБИ. Москва, 1998 год.

3. Прот. Михаил Помазанский. Православное догматическое Богословие. Holy Trinity Monastery. Jordanville. N. Y.

4. Прот. Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. Изд."Паломник", Москва, 1999 год.

5. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Вильнюс, 1991 год.

6. Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. т 2. "Христианство без оккультизма", Москва, 1997г.

7. Руководство по Литургике (сост. – архим. Гавриил). Тверь, 1886. Репринт изд. "Паломник", Москва, 1998 год.

8. Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма. "Благовест", Москва, 1997 год.