Смекни!
smekni.com

Проблема правового регулирования договора аренды транспортных средств (стр. 3 из 14)

Относительно различий в правовом регулировании двух разновидностей договора аренды транспортного средства необходимо отметить, что все они предопределены тем, что по договору аренды транспортного средства с экипажем обязанности по управлению и технической эксплуатации транспортного средства остаются на арендодателе, а по договору аренды транспортного средства без экипажа - осуществляются арендатором транспортного средства.

По-разному, применительно к двум разновидностям договора аренды транспортного средства, решаются вопросы, касающиеся оплаты расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Лицо, арендующее транспортное средство без экипажа, несет все расходы на содержание арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК).

В случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипажем, часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК). Что касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе такой эксплуатации материалов[11].

Принципиальные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортного средства соответственно с экипажем и без экипажа находятся в сфере правоотношений, связанных с ответственностью за вред, причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием, третьим лицам. При аренде транспортного средства с экипажем такая ответственность возлагается на арендодателя. Арендодатель может предъявить арендатору требование о возмещении сумм, выплаченных им третьим лицам, но только в регрессном порядке и при условии представления доказательств, подтверждающих, что вред причинен третьим лицам по вине арендатора (ст. 640 ГК).

Если по договору аренды арендатору передается транспортное средство без экипажа, ответственность за вред, причиненный третьим лицам этим транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием, несет арендатор (ст. 648 ГК).

При подготовке ГК не преследовалась цель обеспечения исчерпывающего регулирования обязательств, возникающих из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Напротив, более подробному определению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств (как с предоставлением арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без таковых) было предоставлено место в транспортных уставах и кодексах[12].

1.3 Соотношение договора аренды транспортных средств с некоторыми смежными договорами

Вопрос об отличии договора аренды транспортных средств от смежных договоров возник с момента выделения этого договора как вида из договора аренды. По указанному договору в аренду передается не просто транспортное средство (как особый вид имущества), а такое транспортное средство, владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Этот признак придает договору аренды транспортного средства значение обязательства, которое действительно является квалифицирующим признаком для выделения этого договора в отдельный вид аренды. Причем, отмеченный признак в равной степени относиться к обеим разновидностям договора аренды транспортного средства: как с экипажем, так и без,- поскольку и в том и в другом случае требуются как управление транспортным средством, так и его надлежащая техническая эксплуатация. Все различие состоит в том, на какой стороне лежит это бремя.

В науке также предлагалось отнести договор аренды транспортного средства с экипажем к договору перевозки или подряда.[13]

В отличие от договора подряда и перевозки правоотношения, складывающиеся в силу заключаемого договора аренды транспортного средства, носят не только обязательственный, но и вещный характер. Вещными эти правоотношения являются, прежде всего, применительно к арендатору в его отношениях со всеми третьими лицами. Кроме того, вещно-правовой характер присутствует и во взаимоотношениях арендатора с собственником имущества. Арендатор, по договору аренды транспортного средства (фрахтования на время) приобретает одновременно с передачей ему транспортного средства собственником правомочия владения и пользования этим имуществом.

Не может быть договором перевозки груза договор, по которому лицо, распоряжающееся транспортным средством, предоставляет владельцу груза средство передвижения для эксплуатации по назначению в течение определенного времени. Если в договоре перевозки обязанность владельца транспортных средств состоит в доставке груза в пункт назначения (п.1 ст. 785 ГК РФ), то в договоре аренды «обязанность его ограничивается предоставлением средства для перевозки и рабочей силы для передвижения, но груз остается под наблюдением грузовладельца, а водитель и экипаж в оперативном отношении подчиняются арендатору (фрахтователю) перевозочных средств»[14].

Из рассмотренных существенных особенностей проистекают и дополнительные особенности договора аренды транспортного средства с экипажем от договоров перевозки и подряда:

·экипаж (водитель) подчиняются распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства ( абз.2 п.2 ст. 635 ГК);

·по условиям договора арендатор несет ответственность за ущерб (по регрессному требованию от арендодателя), причиненный транспортному средству, если арендодатель докажет, что повреждение транспортного средства произошло по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом и договором. (ст. 639 ГК РФ);

·арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства. ( ст. 636 ГК РФ);

·в договоре аренды транспортного средства с экипажем содержаться более подробные данные о технико-эксплуатационных характеристиках транспортного средства, чем в договорах подряда или перевозки[15].

Таким образом, договор аренды транспортного средства с экипажем не предоставляется возможным отнести ни к договору подряда, ни к договору перевозки.

Некоторые ученые проводят параллели между рассматриваемым договором и договором финансовой аренды (договор лизинга) транспортных средств[16]. Отмечают, что объединяет оба договора, во-первых, наличие общего предмета - транспортного средства, во-вторых, общий конститутивный элемент аренды-то, что объединяет все разновидности аренды- «имущество передается в арендодателем арендатору во временное возмездное владение и пользование»[17].Более того, сравнительный анализ статей 606, 632, 642, 665 ГК РФ позволяет говорить о том, что, если в арендных отношениях в некоторых случаях пользование имуществом допустимо без передачи имущества во владение, то в случаях с договорами лизинга и аренды транспортного средства пользование имуществом всегда предполагает передачу этого имущества арендодателем арендатору во владение[18].

Отметим наиболее общие отличительные черты договора лизинга транспортных средств от договора аренды транспортного средства:

1) Лизинг - более сложная по субъектному составу и структуре связей экономико-правовая конструкция, включающая наряду с арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) «дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде транспортных средств»;

2) В соответствии с договором финансовой аренды (лизинга) арендодатель приобретает, в частности, транспортное средство для конкретного пользователя (арендатора), исключительно для осуществления предпринимательских целей, при том, что по договору аренды транспортного средства, предмет договора может быть использован как для предпринимательской, так и для производственной или бытовой цели;

3) Особой отличительной чертой договора аренды транспортного средства от договора финансовой аренды транспортного средства является правовое регулирование ответственности и перехода риска.

В случае с финансовой арендой, если иное не предусмотрено договором, риск случайной гибели или порчи несет арендатор с момента передачи ему арендованного имущества (ст. 669 ГК РФ). В договоре аренды транспортных средств имеет юридическую силу общее правило об аренде, по которому риск случайной гибели или порчи имущества несет его собственник (арендодатель), поскольку иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ). Причем, в случае не случайной гибели или порче имущества, бремя доказывания виновности арендатора лежит на арендодателе (ст. 639 ГК РФ).

В договоре аренды транспортного средства, как с экипажем, так и без экипажа арендодатель несет ответственность перед арендатором за нарушение условий, относящихся к предмету договора (качество, несоответствие целям пользования и т.п.), а в договоре лизинга соответствующая ответственность возлагается, как правило, на продавца транспортного средства[19].

4) Форма договора финансовой аренды подчиняется общим положениям об аренде (ст. 609 ГК РФ), по которым, договор заключается, как правило, в письменной форме (поскольку среди его сторон чаще всего имеется юридическое лицо и обычно лизинг предполагает относительно длительный промежуток времени своего действия- чаще всего более года) и должен подлежать государственной регистрации в случае отнесения ГК РФ транспортного средства, выступающего предметом договора, к объектам недвижимости. Для договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа требуется лишь простая письменная форма, о чем было отмечено ранее.