Смекни!
smekni.com

Исторические и духовные истоки христианства (стр. 2 из 5)

Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов пере-носится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытес-няет верования в других богов.

Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений на-зывается монотеизмом. Возникновение монотеистических представлений среди верую-щих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жиз-ни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и осо-бенности христианства как мировой религии.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и куль-тов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным мо-нотеизмом; античная, эллинистическая и римская философия, в особенности идеи Филона Александрийского и Сенеки, как более широкая духовная подоснова христианства.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить дос-тижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. М., 1997, с.164.

Исторические истоки

Обращение к античности дает возможность понять не только условия рождения христианства, но и его изначальную сущность, его сложную природу, обеспечившую этой религии особую жизнеспособность, непрерывную регенерацию в различных формах, с разной степенью реализации своих начал, но без утраты основного мистического и реак-ционного качества.

Христианская религия возникла в первые века нашей эры в рамках античного мира в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества – от самих низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельной и образованной верхушки. В социальных низах возрастает недо-вольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти

бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.1Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завер-шившийся в Римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев – синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представ-лений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

Политическая реакция и социально-экономические трудности порождали атмосфе-ру придавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного об-щества, не исключая и высшие. Однако исторические трудности ощущались больше всего общественными низами. Ситуация осложнялась тем, что старые полисные религии все более становились анахронизмом, а поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех. Это лишь уси-ливало состояние духовного разброда и шатания.

К исходу старой эры крах античных языческих религий стал фактом. Но тогда же обнаружилась особенная тяга древнего общества к новой религии – религии сострадания и утешения, что знаменовало собой настоящий духовный поворот, исполненную глубо-чайшего мистицизма духовную революцию.

Разумеется, сущность стремлений и надежд, которые возлагались в античном мире на новую религию, существенно отличалась у разных слоев: у измученных гнетом низов – надежды на скорое пришествие божественного спасителя – мессии, на скорую и по воз-можности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения; у более обеспеченных и привилегированных групп – на утешение и успокоение чисто ду-ховного свойства.2

Необходимую ему религию утешения античное общество могло найти только само, то есть такая религия должна была возникнуть снизу, в самой гуще народной. При этом она должна была отличаться особым новым качеством, пафосом сострадания, человеч-ностью, и соответственно уровню социально-политического и духовного развития антич-ного общества концентрироваться на культе одного, единого, универсального божества. Такая религия и появилась в начале новой эры – это было возникшее среди эллинизиро-ванных иудеев христианство. Быстрая или сравнительно быстрая победа этой новой рели-гии над старыми античными культами объясняется именно тем, что она в высокой степе-ни обладала указанными выше качествами.

Однажды зародившись, эта новая религия в силу своей открытости, в силу реши-тельного разрыва с ритуалом и догмами старых верований, в том числе и иудейских, ско-

Радугин А.А. «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии», Курс лекций. М., 1996, с.148-149

Л.Курбатов, Э.Д.Фролов, И.Я.Фроянов «Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь», Лениздат, 1988, с.9-10

ро стала центром притяжения для всех, кто искал утешения в вере. Это и привело к тому, что очень быстро, буквально в рамках одного поколения, христианство перешагнуло рубе-жи Палестины и разлилось по Переднему Востоку, а затем распространилось на централь-ные области античного мира.

Возникшая первоначально в иудейской Палестине и ближайшей диаспоре Сирии, Кипра и Малой Азии, новая религия развивалась на первых порах как одна из иудейских сект, отличаясь от остальных лишь большим упором на благочестие и верой в приход мессии. Поэтому христианское движение на этой первой стадии справедливо называют иудеохристианством. Первые христианские общины комплектовались преимущественно из иудеев.

Действительно, христианство родилось как религиозное течение протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею все-общего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”, благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми. Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

Сильно развитые эмоционально-мистические и этические начала этого верования как нельзя лучше шли навстречу религиозным поискам интеллигенции и народных масс античных городов. Очищенное от характерных крайностей иудаизма, сплавленное с иде-ями античной философии и наделенное чертами популярных народных культов, это рели-гиозное течение оказалось лучшим претендентом на роль новой мировой религии. Моно-теистический характер христианства как нельзя лучше соответствовал и уровню религиоз-ных запросов, и форме объективной организации общества. Спекулятивное мышление или чувствование древних к тому времени вполне прониклось идеей единого божества, да и организация мировой империи, со своей стороны, тоже подводила к этой идее. За два первых века своего существования христианство распространилось по всей Римской им-перии. Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религи-ей. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В обществен-ном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках, святотатцах, амо-ральных людях, совершавших каннибальские обряды. Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в борьбе с государством.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пыта-лись, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения хрис-тиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недви-жимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римс-кой империи.