Смекни!
smekni.com

Возникновение ислама. Шариат и его основные источники (стр. 3 из 3)

Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммада : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Болшая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва- решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. 6(стр.421).

3.4. Кияс.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал оссвобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но вруках мусульманских судей кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (араты), в частности у народов, населяющих нашу страну. 6(стр.422).

3.5. Фирманы, кануны.

И наконец, призводным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением. 6(стр.422).

На этом вынужден остановиться.

III . Заключение.

Итак, подводя итоги проделанной работы хочу обобщить : подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама, уделено большое внимание отцу "религии покорных"- пророку Мухаммаду, представлена общая характеристика шариата и рассмотрены основные его источники. В любом случае представляю то, что получилось.

И в конце опять вернусь к тому, с чего начинала работу- К пророку Мухаммаду. В предании о его ночной поездке в Иерусалим расказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши : одна с медом, другая с вином и третья с молоком,- и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко : своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы,призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества 2(стр.209).

Список использованной литературы .

1. Религии мира. Энциклопедия. т.6.Москва "Аванта +".1996г.

2. Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. Москва. Республика.1995

3. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П.Н.Галазны. Москва. Юрид. лит-ра. 1980.

4. Ислам. Проблемы идеологии, права,политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 1985.

5. Юридическая энциклопедия под ред. М. Ю.Тихомирова. М.1997г.

6. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.П.Жидкова. ч.1 Норма. Москва.1996.