Смекни!
smekni.com

Конфессионального пространства Украины во второй половине 1990-х гг (стр. 2 из 2)

Во второй половине 1990-х гг. ситуация с переходами общин из одной православной юрисдикции в другую относительно стабилизировалась[7]. Отдельные всплески возникают, как правило, в связи с кадровыми изменениями, особенно на региональном уровне. Появление энергичных духовных руководителей или сторонников той или иной юрисдикции в областных властных структурах[8] приводит или к созданию новых общин на пустом месте, или к восстановлению приходов, вокруг передаваемых на баланс религиозной организации, культовых зданий.

На востоке Украины УПЦ КП прибавляет за счет городов, где нередко использует административный ресурс. В областных центрах ей обычно передается какое-либо культовое здание, вокруг которого постепенно собирается относительно н приход. В центре страны тактика другая. В сельской глубинке, где потенциальные прихожане особенно не разбираются в канонических спорах, УПЦ КП открывает приходы там, где УПЦ МП и УАПЦ не хотят или не могут найти н для малочисленных общин (Черкасская, Хмельницкая).

Стремительные сдвиги в географии протестантских объединений Украины пока привлекают меньшее внимание СМИ, оставаясь в тени открытых конфликтов, таких как противостояние греко-католиков и православных на западе страны, православных и мусульман в Крыму. В России, где напор различных протестантских деноминаций заметно слабее, иерархи РПЦ говорят об обострении отношений с протестантами почти на каждом шагу.

Последнее десятилетие показало, что внутри “протестантского” пространства происходят существенные изменения. Во-первых, общая численность протестантских общин быстро растет. Во-вторых, нарастает соперничество и конкуренция между разными деноминациями, происходят изменения в структуре протестантских религиозных объединений: границы ареалов преимущественного распространения баптизма, пятидесятничества, адвентизма все более и более размываются (рис. 3).

Объединения баптистов и адвентистов, действуют в пределах современной Украины уже, по крайней мере, сто лет. Широкому распространению этих направлений в пределах современной Украины в XIX в. способствовал значительный приток этнических протестантов, в первую очередь немецких колонистов. Однако уже к концу прошлого века протестантизм был активно принят украинским и русским населением, и стал преимущественно “славянским”. В советский период многие общины действовали подпольно. В начале 1990-х гг., как только появилась возможность, баптисты и адвентисты сразу же стали активно легализовывать и дополняли существующую сеть общин. Именно с этим связан их быстрый рост в первой половине 1990-х гг. Равномерной сетью баптистских общин охвачены большинство областей правобережной Украины (Черкасская, Винницкая, Хмельницкая). По числу адвентистских общин традиционно выделяется Черновицкая область.

Параллельно с вхождением в состав СССР в начале 1940-х гг. областей Западной Украины в стране началось активное распространение относительно молодой протестантской деноминации, пятидесятничества, которое не смогли остановить никакие усилия спецслужб. Однако большинство пятидесятнических общин действовали в подполье: в начале 1990-х гг. официально они по-прежнему преобладали лишь в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской областях. В течение десятилетия ситуация принципиально изменилась: общины этого направления по темпам прироста опережают “традиционные” протестантские деноминации первой группы, обыгрывая их в первую очередь в более урбанизированных регионах (Донецкая, Днепропетровская области) и в Киеве.

Статистическая картина, основывающаяся только на данных официальной регистрации несколько занижает количество общин пятидесятников, потому что многие из них не спешат регистрироваться в качестве юридических лиц.

Еще одна группа протестантских общин — так называемые “неохристианские” направления (наиболее крупные — Новоапостольская церковь, Церкви Христа, Церковь полного Евангелия), к которым, ввиду схожей региональной стратегии развития, следует добавить Свидетелей Иеговы. Деноминации этой группы в середине 1990-х гг. не обладали плотной сетью общин и лишь начинали развертывать свою деятельность[9]. Они ориентировались в первую очередь на крупные города, где создавались базовые организации, от которых, в свою очередь отпочковывались новые ячейки. Их деятельность особенно заметна в восточных и южных регионах страны, где вместе с пятидесятниками неохристианские деноминации постепенно оттесняют “традиционных” протестантов. Основной упор делается на привлечение молодежи, благодаря созданию неформальной “тусовочной” среды и вовлечению во внекультовую жизнь общины.

Взаимоотношения протестантов и православных складываются относительно спокойно, пока вторые заняты выяснением отношений между собой и со своими главными оппонентами — греко-католиками. Протестанты не скрывают, что такая ситуация их вполне устраивает, обескровливая и тех и других конкурентов — “пока православные между собой рубятся, им до нас нет дела” (Митрохин, 1999)[10]. Примечательно, что главные успехи в 1990-х гг. были достигнуты протестантами в тех районах, где главные позиции занимает УПЦ МП — на юго-востоке и юге страны.

Протестантские деноминации сильны, даже не составляя большинства населения региона, тем, что, во-первых, дополняют друг друга, вместе равномерно охватывая всю территорию страны, и по-разному, каждый своими методами, “размывая” потенциальную православную паству. Во-вторых, своей четкой организацией, дисциплиной и значительными финансовыми средствами.

На Европейской части постсоветского пространства Украина может с успехом выступать в качестве образцового полигона для изучения разного рода межконфессиональных проблем. Однако она их не только демонстрирует, но и “экспортирует” в соседние страны.

Это напрямую относится и к двум затронутым сюжетам. На Украине сегодня в значительной степени определяется статус и дальнейшая судьба РПЦ, отчаянно пытающееся хотя бы формально продолжать оставаться самой крупной поместной православной церковью. Однако вне зависимости от воли и желания священноначалия РПЦ внутри УПЦ МП, по-видимому, идут необратимые изменения.

Территория современной Украины на протяжении последних полутора веков, была и остается плацдармом для распространения протестантизма на большей части нынешнего постсоветского пространства. Динамика протестантских деноминаций на Украине во многом предопределяет то, какие из направлений будут наиболее активно наращивать свое присутствие в России.

Литература

Митрохин Н. Некоторые аспекты религиозной ситуации на Украине // Русская мысль. № 4276. 1 июля 1999 г.

Павлов С., Мезенцев К., Любiцева О. Географiя религiй. Киев, 1999. 504 с.


[1] Доклад подготовлен при содействии и с использованием материалов лаборатории “Политической географии и региональной политики” географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

[2] Именно эта ветвь приковывает наибольшее внимание, потому что только она может стать костяком для будущей единой Украинской православной церкви. Попытки ускорить этот процесс с помощью привлечения административного ресурса или подтолкнуть его с помощью диаспоры из-за рубежа нельзя назвать абсолютно безуспешными. И УАПЦ и УПЦ КП заняли свою нишу, но шансов на лидерство у них пока нет.

[3] В определенном смысле это — расплата за ту “легкость”, с какой РПЦ приобрела в 1946 г. богатые епархии на Западной Украине. В настоящее время официальные лица открещиваются от участия РПЦ в соборе 1946 г., который был организован при помощи советских спецслужб и объявил о ликвидации унии.

[4] Например, наиболее последовательный в УПЦ МП антиэкуменист, митрополит Агафангел (Саввин), занимая в 1991—1992 гг. Винницкую кафедру, дал указания выкинуть орган из только что переданного православным костела бывшего доминиканского монастыря, до этого выполнявшего роль музея и концертного зала. После этого случая владыку сочли за лучшее перевести на Одесскую кафедру.

[5] С определенными оговорками к ним можно отнести и митрополита Киевского Владимира (Сабодана), родившегося в Летичевском районе Хмельницкой области.

[6] Вероятнее всего это свидетельствует о неустойчивости, или отсутствии на этой территории в течение довольно продолжительного времени, четких православных церковных структур, которые призваны контролировать и направлять в соответствии с общецерковной позицией деятельность по прославлению чудотворных икон. С другой стороны, ощущается западное влияние, где понятие канонических изводов отсутствует.

[7] Характерный пример — Черкасская область. В 1998—1999 гг. каждая из трех главных православных юрисдикций потеряла и приобрела в области по 1—2 прихода.

[8] В Черновицкой области в 1999 г. в связи с президентскими выборами была даже попытка организовать параллельную и послушную областной администрации епархию УПЦ КП, поскольку официальный представитель этого объединения симпатизировал “не тому” кандидату.

[9] Особый случай Свидетели Иеговы, которые в пределах СССР также появилось еще в начале 1940-х гг., после присоединения территории Западной Украины. Однако их деятельность фактически была запрещена. Поэтому значительное количество общин сохранилось в подпольной форме только в западных областях Украины.

[10] Этот сценарий проигрывается и в Белоруссии. Только там протестанты пользуются противоречиями между православными и католиками.