Смекни!
smekni.com

Язычество и мировоззрение древних славян (стр. 3 из 3)

Торка (Салюс (лат.), Девасена (инд.), Нериене (лат.)) - супруга Бога Войны.

Триглава (Тригла) - супруга Трояна.

Троян (Траян, Триглав (балт.). Трояк (укр.). Третей, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Трита Апья (инд.), Фрита, Фаридуи/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.). Тритон (греч.), Асклепий (греч.). Эскулап (лат.), Тройчан, Тр±хсын, Аурван (ир.), Дханвантари (инд.), Аушаутс (прусс.)) - Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнем и водою. Сын тр±х Богов (Сварога, Перуна, Белеса). Супруг Триглы. Покровитель времени и пространства. Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.

Тур (Вол, Торк (болг.), Tunipit (балт.)) - Бог-покровитель скота, игрищ, веселья, пляса, буйности, страсти. Сын Велеса и Макоши. Треба: блины, козлятина, пиво, вино, ленты, яйца.

Турица - супруга Тура.

Усень (Овсень, Авсень, Таусень, Усиньш (латыш.), Jesen (балт.), Уши (инд.), Ушас (инд.), Usil (этр.), РКитень (белор.), Ausel (италийск.), Ашвины (инд.)) - Бог весны, труда, покровитель коней, мостов, пахоты. Сын Зари и Утробога. Треба: жир, хлеб, молоко, м±д, пиво, подковы.

Утробог (Заребог, Ютрабог (польск.), Иотербог (зап. слав.), Uniwit (балт.)) - Бог утра, зари, суток. Супруг Зари.

Хмель (Месяц, Арма (хет.), Син (шум.), Кужух (хурр.), Meness (латыш.). Мен (фриг.), Мани (сканд.). Мах (ир.), Чандра (инд.), Ики (хант.), Этпос-Ойка (манси.). Сома (инд.), Хаома (ир.). Нектар (греч.)) - Бог хмеля. Супруг Сурицы. Треба: пиво, зерно, вино, цветы, говядина, конина (у иранцев), опара для теста.

Хорс (Хърс, Хръс, Харе, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс. Гурк, Коре, Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.). Карачун (?), Керечун (карпатск.), Крачун (болг.), Kreuunu (рум.). Horse (италийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.)) -- Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков. Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, м±д, кисель, зерно, подковы, оружие.

Чернобог (Царнибу (балт.), Сурт (сканд.). Сет (егип.), Керемет (удм.), Омоль (коми.). Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) - Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Требы как Маре.

Числобог (Кронос (греч.), Зерван (ир.)) - Бог времени, букв, чисел, календаря. Треба: зерно, плоды, пироги, вино, м±д, говядина.

Чур (Щур, Арсури (чуваш.), Велен-пас (морд.). Термин (лат.)) - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. Треба: зерно, хлеб, плоды, вино, м±д, курятина, лоскуты, борщ, каша, деньги.

Яже (Юша, Ящер, Яша, Шеша (инд.), Yesza (польск.), Jassa (польск.), Ажи Дахака (ир.), Аждаха (серб.). Ахи Будхинья (инд.), Бадняк (болт.), Аждахак (арм.), Лекеон (арм.). Левиафан (жид.), Ермунганд (герм.), Мехента (егип.)) - Змей, держащий землю. Брат Интры и Кощея. Треба: зерно, мясо, соль, вино, цветы.

Ярило (Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Пергрубрюс (прусс.), Арес/Эрос (греч.), Герман (болг.), Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.). Геркулес (лат.), Фуфлунс (?) (этр.)) - Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, леп±шки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, м±д, чеснок, квас, пряники.

Ярица (Ярилиха) - супруга Ярилы.

Идеология и мировоззрение древних Славян.

Культура славян с самого начала складывалась, как синтетическая, так как находилась постоянно под влиянием различных культур и традиций. Древним славянам были известны различные виды искусств (живопись, скульптура, музыка, ремёсла, кораблестроение, резьба по дереву…) Археологические раскопки на местах древних поселений славян показали всё разнообразие быта. Было найденно множество кладов и могильников, наполненных всевозможными предметами утвари и дорогими украшениями. На женских украшениях с помощью витееватого растительного арнамента древние ювилиры могли рассказать о своём представлении о мире, о сменах времён года, о жизни богов. Неведомые звери, птицы, русалки занимали воображение тогдашних мастеров, художников.

Одежде и внешнему облику язычники придавали большое значение. Она показывала не только положение в обществе данного человека, но и некоторую обрядность. На одеждах изображались берегини, рожаницы, символы солнца, земли, стихий и отражала всю многоярусность мира. Верхний ярус (небо) сопоставлялся с головным убором, земле сопоставлялась с обувью и так с кадым ярусом. Вот архитектура древних славян до нас почти не дошла, так как славяне строили из дерева. Древние славянские языческие мотивы остались только в сохранившехся ранних каменных христианских храмах. Так, язычество – искрнная религия не может полностью умереть и старые веры сливаются с навязуемыми новыми. Большинство теперешних русско-православных праздненств – это старые языческие.

Как же язычник представлял себе мир? Мир, где он жил назывался «явь». Сверху этого мира, по видимому находился мир «правь», мир богов и света. А снизу, в черноте находился мир «навь». Надеюсь, я ничего не перепутал.

Это разделение самое известное, но были и другие воззрения, по всей видимости принесённые из Скандинавии и по этому я миры буду называть Скандинавскими названиями:

Асгард- это царство асов, а также тех ванов, которые живут вместе с асами.(Асы – боги воинов, Ваны – боги ремесленников и крестьян)

Хель - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения.

Лёссальфхейм - цаpство эльфов, полубогов и обожествленных духов предков.


Ему противопоставляется Свартальфхейм. Свартальвы - то же, что "карлики" - цвеpги, англ. dwarves (название, котоpое Дж. Р. Р. Толкиен использовал для своих "гномов"). Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру.

Ванахейм - царство ванов.

Ему противопоставлен миp Ётунхейм. Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун -- это конструкция, лишенная сознания.
Миpы Муспелльсхейм и Нифльхейм соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная.

Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард - замкнутый миp в сеpедине Большого миpа. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.

Богослужения.

Богослужение славян связано с поддержанием годового цикла одухотворенной природы и регулированием отношений с богами. Центральным моментом богослужения было принесение уместных к случаю жертв.

Общественное богослужение было включено в сюжеты праздников и других значимых событий. Праздничные действа сопровождались играми, "ряжением", пением, танцами, гаданиями, ритуалами очистительного назначения.

Перед праздником прибирались в домах, очищали место для кострищ, собирали дрова и солому, готовили жертвы, пекли угощение.

Волхвы заранее приводили в порядок святилища, отбирали принесенные и приведенные жертвы. В святилище они входили с благоговейным трепетом. Жрецы балтийских славян опасались осквернить его даже дыханием. Подметая храм, они выбегали, чтобы перевести дыхание.

Языческием ритуалам не чуждо благоговейное чувство, рожденное трепетом перед божествами. Поэтому жертвоприношение сопровождалось приготовительным очищением.

Смысл очищения - избавление от телесной и духовной нечистоты с помощью огня, воды и курений. Для этого парни с девицами прыгали через костры. Иные проходили между кострищами, и прогоняли скотину.

Избу очищали от злых духов (упырей и навий) благовониями. На сковородке жгли можжевельник или ароматные травы. При заселении нового дома или печи огонь из старого очага переносили в новый очаг.

А вообще мало что известно о Богослужениях древних славян, так как, как я уже говорил, христиане посторались. Единственное «но» – это то, что языческие праздненства интегрировались в православие.

Заключение.

Итак, подводя итоги этого не совсем удачного реферата, можно сказать всё язычество севера – почти одно и то-же. Если различия между Скандинавским язычеством и каким-нибудь древне-восточным или южным сразу брасаются в глаза, то таких различий между верованиями севера – просто нет. Я бы мог в реферате написать и про то, что все белые народы севера – от одних истоков, но это для данного реферата я не посчитал важным и интересным, так как это другая тема, и я мог бы тогда взять тему, например «идеология фашизма» или «теория фашизма и рассизма».

Итак, подводя итогии реферата можно сказать – язычество на Руси было золотым и живым периодом.

Источники и материалы:

1. Перечень богов – Языческая община «Триглав».

2. Богослужения славян – собрано с разных страниц интернета, посвящённых язычеству славян.

3. Всё остальное – пло моих собственных рассуждений.