Смекни!
smekni.com

Ислам. Деятельгость пророка Мухаммада (стр. 5 из 5)

Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост – рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни курить, ни развлекаться. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время – по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана.

Хадж — паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба — небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) — по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Этот столп обязателен только для тех, кто физически и материально способен позволить себе участие в паломничестве:

"Во славу Бога завершите хадж или аль умра,
Но если вы затруднены,
Вы жертвенный пошлите дар,
Что будет вам по силам".

(Коран, 2:196)

Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Окончание хаджа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Обязательная милостыня – закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольные пожертвования и милостыня.

"Молитву строго соблюдайте, творите милостыню для очищенья".

(Коран, 2:43)

На самом деле все эти социально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычным государственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты на ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

К этим пяти нередко добавляют ещё один столп веры, шестой – священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

Джихад - слово это означает полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию в вооруженной борьбе с "неверными", а значение термина — соответственно к понятию "священная война", и такое его понимание стало традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад значительно шире, и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частности резолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

СТОЛПЫ ВЕРЫ

Столпы веры (иман) отличаются от столпов Ислама - религиозной практики, так как они сосредоточены скорее на системе верования, чем на просто ритуальном богослужении. Они весьма подвержены влиянию исламского законодательства, но главным образом подчиняются глубинным эзотерическим истинам Ислама. Естественно, человек не может достигнуть веры без подчинения закону. "Столпы" или истины, на которых основывается исламская вера это:

o Вера в Аллаха - единственного Бога (свят Он и велик), в Его существование, обязательное Ему поклонение, Его единственность, Его имена, атрибуты и Его силу над человеком;

o Вера в Божественных ангелов;

o Вера в Священный Коран и другие Священные Писания (Тора Моисея, Евангелие Иисуса, Псалмы Давида);

o Вера в божественных посланников, из которых Адам был первым, а Мухаммад - последним;

o Вера в Воскресение и Судный День;

o Вера в божественное предначертание (судьба);

Исламские ученые подробно истолковывают значение этих столпов. Они приняты за основу исламской веры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В миросозерцании Мухаммада и в основанной им религии отсутствует идеал человеческого совершенства или совершенного соединения человека с Богом - идеал истинной богочеловечности. Мусульманство требует от верующего не бесконечного совершенствования, а только акта безусловной преданности Богу. Вера Мухаммада ставит первое условие истинной духовной жизни на место самой этой жизни. Ислам не говорит людям: будьте совершенны, как Отец ваш небесный, т.е. совершенны во всем; он требует от них только общего подчинения себя Богу и соблюдения в своей натуральной жизни тех внешних пределов, которые установлены божественными заповедями. Религия остается только неизменной основой и неподвижной рамкой человеческого существования, а не его внутренним содержанием, смыслом и целью.

В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно – политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как «мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг. Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире.

Для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет ни церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике — нераздельны.

И в конце опять вернусь к тому, с чего начинала работу - к пророку Мухаммаду. В предании о его ночной поездке в Иерусалим рассказывается, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью (мед) и христианской духовностью (вино) ислам в самом деле есть здоровое и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ислам. Краткий справочник., Наука, М. 1983

2. П.Н. Галазны, История государства зарубежных стран., М., Юрид. лит-ра, 1980

3. Г.Ф. Ким, Ислам. Идеология, право, политика и экономика., М., Наука, 1985

4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока., М., 1982

5. В.Соловьев, Мухаммад, его жизнь и религиозное учение., Спб., 1902

6. Р.А.Абузяров, З.И.Туаева, Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура Уфа, 1996