Смекни!
smekni.com

Иудаизм как религия (стр. 3 из 3)

МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 – 1204). Труды и достижения этого еврейского мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым составил полный систематизированный кодекс еврейского права («Мишне Тора»), им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя Рамбама (Раби Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к власти фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны этой мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям жесткий выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в Мароко, затем в страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом султана. Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся «Мишне Тора», кодекс еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы руководством по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от необходимости тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и позволял обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для «Шульхан Арух» (свод законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди ортодоксальных евреев. Рамбам – один из немногих еврейских мыслителей, чьё учение повлияло и на нееврейский мир: многие из философских концепций «Наставника», посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели значение не только для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на «раби Моисея» обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником». Известное выражение гласит: «От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше».

РАШИ (1040 – 1105). Рамбам считается величайшим еврейским философом и интеллектуалом средних веков. Раши же – величайший учитель этого времени. После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие Тору и Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются его комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века, практически ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея. И если бы Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские слова и ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим путям, Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший еврейский учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя – раби Шломо бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более сотни евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из столь маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших общинах, обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное еврейское образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько лет в йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и открыл свою собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение, получая доход от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы жизни Раши были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не проходили, в других местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и ещё тысячи ограблены.

Мессия / Машиах. Мессианизм.

Вера в Машиаха и в эру Машиаха глубоко укоренилась в еврейской традиции. Из 13 Догматов веры Рамбама самым известным стало: «ани маамин, я всем сердцем верю в приход Машиаха, и хотя он может задержаться, я буду ждать его прихода каждый день». В концлагерях, говорят, многие евреи пели ани маамин, направляясь в газовые камеры.

Традиция утверждает пять самых важных вещей относительно Машиаха. Он будет происходить из рода царя Давида, завоюет суверенитет над землёй Израиля, соберёт евреев с четырёх сторон света, восстановит полное соблюдение Торы и, наконец, принесёт всем народам мир.

Современный реформистский иудаизм давно не ждёт индивидуального Машиаха, который должен усовершенствовать мир. Вместо этого реформисты говорят о будущем, в котором приведут к воцарению мира человеческие усилия, а не Б-жественный посланец.

В сознании традиционных евреев вера в персонального Машиаха занялав последнии годы центральное место. Хотя мессианская идея давно вдохновляет евреев и заставляет их работать ради тикун олам (совершенствования мира), но трезвое прочтение еврейской истории указывает, что, когда евреи думают, что Машиах вот-вот прибудет, результаты обычно катастрофические. В 1984 году было арестовано религиозное еврейское подполье. Среди прочего они планировали взорвать мечеть в Иерусалиме, чтобы освободить Храмовую гору и восстановить Храм. Такая акция могла спровоцировать джихад (священную войну) мусульман против Израиля, но некоторые члены группы этого и хотели, считая, что мировая агрессия против евреев заставит Б-га немедленно послать Машиаха. Когда вера в Машиаха начинает определять политические решения, идея Машиаха перестаёт быть вдохновляющей и становиться опасной.

Совершенствование мира / Тикун олам

Иудаизм верит, что цель существования евреев – не больше не меньше чем «совершенствовать мир под управлением Б-га» (из молитвы «Алейну»).

В еврейских учениях оба пункта – этическое совершенство мира и царство Б-жие – одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о Б-ге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных евреев.

Синагога

Здание синагоги выполняет целый ряд функций: в нем проходят занятия, молятся, оно также служит местом для сбора всей общины. Иудеи молятся как уединенно, так и в обществе других верующих и что для общей молитвы синагога не требуется.

Очень мало известно о синагоге до 1 века до н.э., существуют доказательства, что предшественником современной синагоги был пункт сбора диаспоры греко-говорящих евреев. Некоторые относят начальные этапы существования синагоги к пленению в 6 веке до н.э.. Лишённые Храма, евреи, вполне вероятно, стали собираться вместе, чтобы молиться.


Используемая литература:

«Еврейский мир» Раби Йосеф Телушкин.

«Евреи, бог и история» Макс Даймонт.