Смекни!
smekni.com

Молитва Отче наш (стр. 4 из 8)

Соблюдение воли Господней для нас, людей, нужно и полезно. И необходимо для того, чтобы Господь помогал нам и заботился о нас в земной жизни, и в дальнейшем позволил войти в Царство Небесное. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21).

Разбираемыми словами молитвы мы просим Бога о том, чтобы Его воля исполнялась всеми людьми. А также о том, чтобы Он помогал нам в земной жизни исполнять Его волю точно также, как её исполняют Ангелы на небе, и чтобы на земле все происходило и совершалось по воле Божьей также, как это происходит и совершается на небе. Этими словами мы говорим о том, что пусть всё происходит не так, как нам угодно (не по нашему желанию), а как угодно Богу, потому что мы можем ошибаться в своих желаниях и делать богопротивные поступки. А Бог Всезнающ и Совершенен, и Он не может ошибаться, и поэтому Он лучше знает, что нам полезно, а что вредно. И Он, больше чем даже мы сами себе, желает нам добра и делает всё для нашей пользы. Поэтому пусть всегда пребывает Воля Его как на небе, так и на земле.

2.3.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТЕРТУЛЛИАН. “Взываем, да будет воля Твоя, не пото­му, чтоб мог кто либо помешать быть воле Божией, но молим, да исполняется воля Его во всех нас. Но чего другого хочет Бог, как не того, чтоб мы ше­ствовали по заповедям Его? Почему молимся, чтоб Он и указал нам волю Свою и подал силу испол­нять ее, да явимся спасенными и на небесах и на земле. Ибо сущность воли Его есть—спасение всех, которых Он усыновил. И то есть воля Божия, что Го­сподь совершил проповедью, деяниями и страданием. Так сам Он сказал, что творит не свою, но Отца Своего волю (1н. 6, 39) . И нет сомнения, что все, что Он делал, делал по воле Отца. И теперь Он нас приглашает последовать примеру Его, и пребывать в воле Божией даже до смерти. Но чтоб могли мы cиe исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении Его и помощи). Почему говоря: да будет воля Твоя, выражаем желание, да совершается она в нас, в уверенности, что в воле Божией, ничего нет для нас худого, хотя бы пришлось и пострадать ради неё”.

КИПРИАН. “Говоря: да будете воля Твоя, не о том молимся, чтоб Бог делал что хочет, но о том, чтоб мы могли делать, чего хочет Бог. Ибо Богу кто может воспрепятствовать делать, что хочет? Но так как диавол препятствует нам, чтоб и дух наш и деяния наши во всем последовали Богу; то мы просим и молим, да будет в нас воля Божия, потому что, чтоб она была в нас, мы имеем нужду в воле Божией на то, т.е., в Его помощи и покрове: ибо своими силами никто не бывает огражден, а при Божием благоволении и милосердии всякий безопасен… Воля же Божия, — та, которую Христос сотворил, и которой научил,—есть смирение во взаимообращении, постоянство в вере, скромность в словах, в действиях правда, в делах милосердие, в нравах благочиние, — не уметь причинить обиду, а причиненную мочь перенести, с братьями держать мир; Бога всем сердцем любить, любить Его, как Отца, и бояться, как Бога; Христу ничего не предпочитать, так как и Он ничего не предпочел нам; всецело при­лепляться к Нему любовью, и под крестом Его сто­ять мужественно и верно; когда предложит подвиг за Его имя и честь, изъявлять в слове твердость, с ка­кою исповедуем Его, при допросе уверенность, с ка­кою последуем Ему, в смерти терпение, потому что чрез нее венчаемся. Это есть желать быть сонаследником Христу: это есть творить заповедь Божию, это есть исполнять волю Отца”.[22]

ЗЛАТОУСТ. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отече­ству; но доколе сего не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Ибо должно желать, говорить Он, неба и небесного; но и прежде достижения неба, надо землю сделать небом, чтоб и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на неб, и о сем молить Господа. Ибо то, что мы живем на земле, ни мало не препятствует нам к достижению совершенства горних сил; но можно, и здесь обитая, все делать так, как бы мы жили на небе. И так смысл слов Спа­сителя таков: „Как на небе все без препятствия со­вершается, и не бывает того, чтобы Ангелы в ином повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются, (ибо сказано: крепкие силою, исполняющие слово Его — Пс. 102, 20); так и нас человков сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно”.[23]

БЛАЖ. АВГУСТИН. Да будет воля Твоя, и на земле, как на небе. Служат Тебе Ангелы на небе, да служим Te6е и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ан­гелы на небе, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы.— И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значить быть добрыми”.[24]

БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ. Да будет воля Твоя, как на небе у Ангелов, так и у нас людей на земле. Как Ан­гелы исполняют волю Твою, так и нам даруй испол­нять ее. Ибо Ангелы всегда и во всем действуют по воле Божией”[25]

3. ПРОШЕНИЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ (относительно человека):

3.1. ПРОШЕНИЕ ПЕРВОЕ:

"ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ".

Этими словами мы просим Бога о том, чтобы сегодня Он нам дал хлеб необходимый для существования. Господь в Своей заповеди указывал на то, что мы должны просить у Него не роскоши и богатства, а только самое необходимое и помнить о том что Он, как Отец, всегда заботится о нас. Поэтому в четвертом прошении под хлебом насущным мы подразумеваем все необходимое для нашей жизни на земле. Кроме пищи для тела человеку необходима еще и пища для души, которой являются молитвы, чтение духовно полезных книг, изучение Библии.

Под хлебом насущным подразумевается все полезное и нужное для нашего существования. Поскольку человек состоит из души и тела, то в этом прошении мы просим об удовлетворении как душевных, так и телесных наших потребностей. То есть мы просим не только, чтобы Господь обеспечил нас необходимым жильем, пищей, одеждой, но и помог нам развиться нравственно и духовно, помог нам очищать, возвышать и облагораживать нашу душу через наши занятия (поступки) и образ жизни. Это бы приблизило нас к Богу.

Иоанн Златоуст, поясняя разбираемые слова, писал так: "Он повелел просить хлеба насущного не для объедания, а для питания, восполняющего истраченное и отклоняющего голодную смерть, не роскошных столов, не разнообразных яств, произведений поваров, изобретений хлебопеков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык и обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восстать на душу. Не этого просит и научает нас заповедь, но хлеба насущного, то есть обращающегося в существо тела и могущего поддержать его. Притом, и его нам заповедано просить не на великое число лет, а столько, сколько нужно на сегодняшний день... В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоить себя заботой о нем? ... Тот, кто даровал тебе тело, вдохнул душу, дал тебе жизнь и приготовил тебе все блага, прежде, нежели создал тебя, забудет ли тебя, свое создание" (Беседа "О жизни по Богу", "Беседа на Матфея 19").[26]

3.1.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ФЕОФАН ЗАТВОРНІК. “Хлеб, о коем молимся в четвертом прошении, есть вещественный хлеб, необходимый для поддержания жиз­ни телесной; при чем при нем можно подразумевать и спрашивать и других потреб, без коих жить нель­зя, как-то: одежды, крова. Но как и душа имеет нужду в духовном питании для поддержания жизни ду­ховной, то под хлебом можно разуметь здесь и ду­ховную для души пищу. Пища сия есть—Слово Божие[27]

ЗЛАТОУСТ. “ Что такое хлеб насущный. Дневной — Так как Господь Иисус сказал: да будет воля Твоя, и на земле, как на небе, и так как беседовал Он с человеками, обложенными плотию, которые подлежать необходимым законам природы, и не могут иметь Ангельского бесстрастия; то хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют оные, однако, наконец, снисходить к немощи природы, и как бы так говорить: „Я требую от вас равноангельской строгости жизни, впрочем, не требую бесстрастия; ибо сего не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище. Смотри, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем либо подобном сему, но только о хле6е, и притом о хлебе дневном,—так, чтобы нам не заботиться о завтрашнем. Для чего и присовокупил; хлеб насущный, т.е. дневной. Даже и сим словом не удовлетворился, но присовокупил после сего и другое: дай нам на сей день, дабы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне. Ибо если не знаем, увидим ли продолжение оного, то для чего и пещись о нем? Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою, и не более уступали природе, как сколько требует от нас необходимая нужда”.[28]

БЛАЖ. АВГУСТИН. Хлеб может иметь три значения,—может означать и вещественный хлеб со всем другим, необходимым для жизни, и таинство тела Хри­стова, которое мы принимаем каждодневно (так было тогда), и пищу духовную, о коей Господь сказал: старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27). И в другом месте: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34). Из сих трех значений он иногда об одном преимущественно рассуждает, иногда о другом, но всегда имеет во внимании все три”.[29]