Смекни!
smekni.com

Религиоведение (стр. 4 из 8)

В ходе развития сложился культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Основные направления: хинаяна, махаяна.

Махаяна (большая колесница) – северный буддизм (Китай, Япония). Подчеркивает черты терпимости и этического учения буддизма и выдвигает идеал бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с органической общностью всех вещей – Дхармакаей (космическое тело Будды). Провозглашение божественного будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала. Основные философские школы: йогагары и мадхьямика.

Хинаяна(малая колесница)южный буддизм (Цейлон, Бирма, Лаос, Таиланд). Нирвана приняла форму личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные школы: саутрантика, вайбхашика.

Ламаизм – тибетско-монгольская форма буддизма (плюс Непал, Индия, СНГ). Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете – Далай-лама введен в 16-ом веке.

22. Что вы знаете о возникновении и эволюции христианства?

Христианство возникло в 1-ом веке на территории восточной части Римской империи в Палестине. На рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже предсказанный библейскими пророками Мессия-спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого. За выступления против официального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человеческие.

Три основные ветви христианства: католицизм, православие, протестантизм.

В центре христианства находится образ Богочеловека – Иисуса Христа. По словам Иисуса «царствие Божие внутри нас», то есть это внутренний мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Для любящего нет ничего внешнего, весь мир внутри него. Социальный кризис, имевший место в малоазиатских провинциях Римской империи, начавшийся в эпоху античного мира способствовал быстрому распространению христианства в этом регионе. Антагонизм как между рабами и свободными, римскими гражданами и поданными провинций и так и между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками, а также отсутствие общего идеала и общепринятой морали создавали невообразимый хаос в империи. Христианство стало религией, которую могли принять все слои общества, все народности. Христианство возникло на базе иудаизма, выйдя за рамки него, даже во многом противореча ему. Оно провозглашает равенство всех людей как грешников. Христиане создают Новый Завет. В христианстве идея лучшего будущего слилась с идеей нового, преображенного человека, человека которым должен стать христианин по примеру Иисуса Христа. Благодаря этой идее и Евангелиям в 18-19 веках в Западной Европе появляется идеология прогресса. Иисус утверждает равенство людей перед возможностью достижения божественной высоты, напоминает о вторичности Законов, призывает к свободе, таким образом, пренебрегая обрядами, установленными Моисеем.

Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа! В центре христианства не учение, а Личность Христа. Один из догматов христианства – Троица, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в качестве трех ипостасей: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой-Дух. Термин появился в конце 2-ого века, учение о Троице развито в 3-ем веке и вызвало острую дискуссию в христианской церкви. Догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (382 г.) Вселенских соборах.

В 4-ом веке христианство стало государственной религией Римской империи и постепенно распространилось по всему миру

23. Назовите христианские источники о происхождении Иисуса Христа

Новый Завет, в который входят четыре Евангелия (благая весть). Это четыре жизнеописания Иисуса Христа и четыре изложения его учения. Они врьируют события, дополняют друг друга и создают единый и цельный художественный образ Христа.

24. Назовите идейные источники христианства

В странах Средиземноморья был распространен культ египетских богов Исиды и Осириса. В Сирии был культ Адониса и Астарты, в Малой Азии – Кибелы и Аттиса, в Вавилоне – Таммуза и пр. Во всех этих культах большую роль играли страдания умирающего бога и его воскресение. Иранский культ Митры уже в 1-ом веке до нашей эры был распространен на территории римской средиземноморской державы. При императоре Аврелиане достиг апогея сирийский культ Непобедимого Солнца .

Христианству, чтобы победить эти культы необходимо было многое позаимствовать у них. (Сходство с митраизмом: Рождество – 25 декабря – день зимнего солнцестояния; крест – символ солнца с расходящимися лучами; лев, бык и орел также символы Митры, крещение в купели, тайная вечеря, празднование воскресенья, вера в бессмертие души, загробную жизнь с раем и адом, Страшный суд).

Заметное влияние на основы христианского учения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э.-50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г н.э.) Филон Александрийский дал личностное понимание Бога. Филон использует античное понятие Логоса, интерпретируя его как мировой порядок, но это в первую очередь божественный разум, сотворенный Богом дух. В представлении Филона недоставало лишь отождествления логоса с мессией-Христом.

Сенека утверждал, что человек должен стремится к самоусовершенствованию, и что умершие праведники возносятся на небеса и ведут там блаженное существование. Основа человеческой мудрости – покорность судьбе. Проповедовал взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу какждого человека о себе подобных, независимо от социального положения. Провозгласил «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше».

25. Христианство и иудаизм. Изложите основное содержание новозаветной проповеди

Но, естественно. Более всего христианство заимствовало у иудейской религии. Оно возникает как секта иудаизма, но ставит перед собой задачу очистить иудаизм от наслоений, привнесенных книжниками и фарисеями, превративших живое учение в систему косных и автоматических ритуальных действий. В иудаизме буква закона была дороже его сути и затмевала даже понятие Бога.

Иисус тем не менее не отрицает старое, но развивает его. Это особенно видно в нагорной проповеди, где он говорит «Сказано в законе, а я говорю вам…», как бы продолжая мысль, неоформленную в Ветхом Завете. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Начинается нагорная проповедь с заповедей блаженства. «Блаженны нищие духом», то есть блажен не тот кто «наелся» духовной пищи, а тот, вечно голоден; блажен не тот, кто достиг «благ земных», а тот кто понял их незначительность.

В новозаветной проповеди прозвучали и социальные мотивы: идея равенства всех людей перед Богом, осуждение богатства, насилия, эксплуатации.

Итак, христианство родилось на базе иудаизма, но основная идея Нового Завета отлична от того, что содержалось в Ветхом Завете. Бог спасает не только иудеев, но всех людей.

26. Социокультурные предпосылки возникновения христианства

27. Православие: вероучение и культ

Православие – восточная ветвь христианства, получившая распространение по большей части в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) и оформилась после разделения церквей (1054 г.). Название «православие» (от греч. «ортодоксия») впервые встречается у христианских писателей 2-го века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в 4-11 веках.

Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из которых осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство. Арианство – учение Ария – пресвитера Александрийской школы, утверждающее, что только Бог-отец есть истинный бог, Сын Божий сотворен и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Из-за широкого распространения арианста был собран первый Вселенский собор (325 г), на котором был принят Символ Веры, в котором определено равенство и единосущие всех трех ипостасей. Тем не менее учение ария продолжало завоевывать новые умы и в 381г. был созван новый Вселенский собор, где Символ Веры был дополнен новыми догматами, а ариане были вторично осуждены. Так сформировались основные принципы православия. Это признание триединого Бога, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа. Итак, основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры, о котором говорилось выше. Состоит из 12 членов, содержащих догматеческие формулировки основных положений вероучения о Боге как о Творце, о его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. С.В.читается как молитва на богослужениях и исполняется хором.

С догматами вероучения тесно связана система культовых действий. Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них «под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать». Помимо совершения таинств культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам, святым. Важное место занимаю праздники и посты. Наиболее почитаемый праздник – Пасха, затем идут двунадесятые праздники: Рождество, Крещение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение и Троица. Далее следует пять великих праздников: Обрезание Господне, Рождество Иоана Предтечи, Праздник святых Иоана и Павла, Усекновение главы иоана предтечи, Покров Пресвятой Богородицы. Остальные праздники – престольные, то есть связанные с престолами – святыми местами в храме, посвященными тому или иному святому.